Светильник

Краткий обзор светильников
Настольная лампа
Выбор светильника
Экологичный светильник
Светильники на светодиодах
Домашние светильники
Светильник в истории

 

Краткий обзор светильников

Современное промышленное освещение должно обеспечивать безопасную световую среду, способствующую высокой производительности труда. Осветительное оборудование должно легко устанавливаться и практически не требовать обслуживания.

Аварийное освещение


Большинство люминесцентных светильников может быть оснащено средствами аварийного освещения. Таким образом, даже в случае отказа осветительной системы из-за перебоев в энергоснабжении, люди имеют возможность благополучно покинуть здание.

Общее и аварийное освещение


В любой стране мира, в офисах, школах, общественных зданиях, музеях, спортивных залах, больницах - везде необходимо общее освещение. Но современные системы общего освещения предназначены для освещения не только рабочего пространства. Например, подсвечивая стены помещения, осветительная установка создает комфортную атмосферу и, тем самым, оказывает положительное воздействие на самочувствие людей. Во многих случаях специальное внимание должно быть уделено светораспределению светильников общего освещения. Например, там где применяются персональные компьютеры, светораспределение светильников должно быть таким, чтобы не создавать мешающих отражений в экранах мониторов. Для решения этих задач предлагается широкий спектр подвесных, встраиваемых в потолок и излучающих вниз светильников и большой выбор точных оптических систем, позволяющих обеспечить любое необходимое светораспределение. Комбинируя соответствующие компоненты, можно получить именно те световые эффекты, которые Вам нужны.Подвесные светильники

Подвесные светильники обеспечивают привлекательные решения для местного рабочего освещения. Они позволяют высвободить ценное рабочее пространство, которое обычно занимают настольные лампы. Вместе с тем, помимо местного освещения, подвесные светильники, в особенности светильники отраженного света, могут создавать очень привлекательное и эффективное общее освещение. Можно комбинировать подвесные светильники различных типов. Это позволяет в рамках одной осветительной установки в разных зонах помещения создавать как прямое так и отраженное освещение. Более того, подвесные модульные системы, например, Philips Spaciolita-3 и Philips Ovalita могут сочетать в себе общее люминесцентное и акцентирующее освещение. Благодаря этому, подобные системы внешне очень привлекательны и особенно подходят для неофисных применений. Наконец, подвесные светильники можно сочетать с потолочными и встраиваемыми светильниками.

Гибкость модульных систем


Подвесные модульные системы могут вписаться в помещение любой конфигурации. Более того, благодаря специальным соединительным элементам, можно быстро собирать любые конструкции. В итоге, предоставляются более широкие возможности для получения совершенного светового решения в помещениях различного назначения (делового или развлекательного), размеров и формы.

Легкие модули и соединительные элементы систем Spaciolita-3 и Ovalita выполнены из высококачественного экструдированного алюминия. Применение этих систем

всегда обеспечит стильный и ясно выраженный внешний вид осветительной установки.

Встраиваемые светильники

Современные административные здания практически повсеместно проектируются с подвесными потолочными системами. Это позволяет спрятать за подвесным потолком электрическую проводку, кабели телефонной и компьютерной сети, оборудование для кондиционирования воздуха. Кроме того, подвесные потолки обеспечивают звукоизоляцию и пожаробезопасность, придают помещениям эстетически приятный вид. Для дизайнера по освещению эти системы предоставляют

возможность использовать встраиваемые светильники, т.е. физически интегрировать систему освещения в архитектуру здания. Встраиваемые светильники, таким образом, являются основным элементом ненавязчивых и, вместе с тем, функциональных осветительных систем.

Выбирая встраиваемый светильник, Вы должны быть уверены, что он соответствует размерам ячейки подвесного потолка.

Аварийное освещение


Аварийное освещение - это искусственное освещение, которое необходимо для людей, когда обычная осветительная установка прекращает работу вследствие аварии системы электропитания.

Существуют два основных типа аварийного освещения. Первый тип - "эвакуационное аварийное освещение", предназначенное для указания людям быстрого и безопасного пути эвакуации из здания. Оно помогает избежать паники и, в конечном счете, сохранить людям жизнь. Второй тип аварийного освещения - резервное аварийное освещение. Оно обеспечивает достаточное освещение для людей, работающих в зонах, где имеют место критические или опасные процессы. Если нормальное освещение выходит из строя, резервное аварийное освещение позволяет людям завершить критический процесс или безопасно продолжить его выполнение. Аббревиатура NM ('поп maintained system') относится к аварийным системам освещения, лампы в которых включаются только тогда, когда питание обычного освещения выходит из строя. Аббревиатура М ('maintained system') описывает аварийную систему освещения, лампы в которой питаются и от обычной электрической сети. В аварийной ситуации, лампа аварийного освещения (обычно это одна из двух или более ламп в светильнике) остается в рабочем состоянии.



Излучающие вниз светильники и акцентирующее освещение. Излучающие вниз светильники


Излучающие вниз светильники демонстрируют, что стремление к энергоэффективности, прогрессивные технологии освещения и особый внешний вид могут быть объединены в серии компактных и привлекательных световых приборов. Cветильники с компактными люминесцентными лампами PL-С и PL-T в частности удобны для общего освещения офисов и магазинов. Небольшие светильники с компактными люминесцентными PL и галогенными лампами могут создавать эстетически приятное освещение в горизонтальной плоскости. Направляемые светильники, практически незаметны и идеальны для подсветки объектов в вертикальной плоскости. Декоративные же излучающие вниз светильники специально предназначены для привлечения внимания.

Точный акцент


Чтобы выделяться любой предмет должен быть, по крайней мере, в 2 раза ярче фона. Чтобы привлекать внимание, он должен быть, по меньшей мере, в 20 раз ярче фона. Но без должного ограничения светового пучка свет может расплескиваться по соседним участкам, снижая акцентирующий эффект. Именно поэтому галогенные лампы с дихроичным отражателем имеют строго ограниченные световые пучки. Самое важное - светораспределение. Для прожекторов, где световой пучок определяется комбинацией лампа/отражатель или только лампой, компании-производители предлагают металлогалогенные зеркальные лампы, в которых горелка установлена точно в оптическом фокусе параболического отражателя, выполненного из прессованного стекла (PAR) с алюминиевым покрытием.

Наконец, неотъемлемым свойством любой серии прожекторов является модульность. Например, с прожекторами Philips, возможны любые варианты установки. Достаточно выбрать 2-контурную или 3-фазную систему шинопроводов, либо опорную плату и тип прожектора. Затем, в соответствии с выбранным способом монтажа, добавьте необходимый адаптер или установочные элементы. Иногда для создания настроения нужен лишь декоративный акцент, например, на стене. У нас Вы сможете найти решения для всех упомянутых требований.

Декоративное уличное освещение. Комфорт и безопасность на улице


Хорошее освещение улиц необходимо людям, в особенности, если они становятся участниками дорожного движения, двигаясь вдоль и поперек улиц с транспортными потоками. Тротуары и проезжие части должны быть адекватно освещены. Немаловажны и эстетические характеристики осветительных установок, то есть, как они выглядят днем и ночью. Светильники Philips для декоративного уличного освещения характеризуются большим выбором источников света и эффективных оптических систем. В их дизайне осуществлен баланс между функциональными и эстетическими свойствами.
Широкий выбор позволяет найти декоративные светильники для любой области применения: от престижных архитектурных проектов до простых, экономичных и строго функциональных решений.
Ассортимент широк и многообразен. Выбор за Вами.

Освещение дорог. Скорость, безопасность, комфорт и экономия


Автомагистрали предназначены для тех, кто совершает дальние поездки. Для водителей здесь важно не только функциональное освещение, но зрительный комфорт, обусловленный равномерным неслепящим освещением. Немаловажно также, чтобы осветительная установка несла информацию о том, что ждет водителя впереди. Но хорошее освещение не может стоить дешево. При каких же условиях цена его экономически оправдана? Большую часть

бюджета составляют капитальные затраты. Из них только небольшая часть относится к светильникам. Остальное затрачивается на опоры, кабели, рытье траншей и прокладку трубопроводов. Эти затраты могут быть существенно снижены за счет уменьшения числа осветительных опор. Последнее, в свою очередь, становится возможным только при высоких технических характеристиках светильников. Светильники должны перераспределять свет эффективно и направлять его только туда, где он необходим. Точное и эффективное светораспределение играет еще одну важную роль. Обеспечивая более высокое соотношение светового потока на единицу электрической мощности, снижая или вообще исключая бесполезное рассеяние света, можно существенно снизить затраты на энергопотребление, уменьшив вторую по величине статью бюджета.

Остается обслуживание. Хотя эта статья фактически не влияет на бюджет в целом, она имеет огромное социальное значение. Выполнение работ по обслуживанию осветительной установки всегда сопровождается перекрытием одной полосы движения на протяжении определенного участка дороги. А это приводит к заторам. А пробки , в свою очередь, означают повышенную опасность, задержку водителей, нарушение их планов - в итоге, приводят к значительным финансовым потерям, потому что люди теряют время на ожидание, а не работают. Подобные потери можно уменьшить, если выполнять обслуживание светильников в ночное время, но, в этом случае, стоимость работ будет выше. Поэтому, лучше всего сократить объем самих работ по обслуживанию, уменьшив число светильников, установив лампы с более высоким сроком службы и выработав более быстрые процедуры обслуживания.

Техники по обслуживанию должны иметь возможность выполнять замену ламп или ПРА за несколько секунд. Чтобы это было реальностью, обслуживание светильников должно осуществляться без использования инструментов. И последнее: автомагистрали, как никакие иные дороги, оказывают влияние на окружающую среду. И одним из основных аспектов является световое загрязнение среды.

Очень важно, чтобы свет направлялся непосредственно на дорогу, а не в небо. Небольшое количество горизонтально направленного света делает светильник видимым издалека, тем самым обеспечивая зрительную ориентацию на дороге; но избыточное количество света создает свечение атмосферы, делает небо беззвездным, безжизненным. Таким образом, хорошее освещение автомагистрали - это мощное средство обеспечения безопасности и комфорта, которое применяется с учетом ограничений, обусловленных экономикой и окружающей средой. Прежде всего, это проявляется в увеличении пропускной способности автодорог.

Увеличение пропускной способности


Качество транспортной инфраструктуры зависит от коллекторных дорог, обеспечивающих плавное течение транспортных потоков в город и из города. Эта задача далеко не всегда проста, так как система объединяет самые разнообразные дороги с перекрестками, круговыми развязками и светофорами, с плотными, смешанными, изменяющимися по скорости и направлению транспортными потоками.

Нигде движение столь сложно, а аварии столь вероятны, как на перекрестках и круговых развязках. Нигде больше деньги так не затрачиваются для сохранения жизни и здоровья, снижения потерь от дорожно-транспортных происшествий и потерь времени.

Для пользователей автодорог - водителей, велосипедистов и пешеходов - важна хорошая видимость и минимальное мешающее действие внедорожных осветительных установок. Зрительный комфорт имеет меньшее значение. В населенных районах желательно иметь освещение с хорошей цветопередачей. Продуманные изменения цвета излучения, типа светильников и их расположения помогают водителям лучше ориентироваться, предупреждают их о возможной опасности. Каков рецепт создания хорошего и экономичного освещения на таких дорогах? Так как расположение (и число) световых точек часто диктуется параметрами самой дороги, то наиболее важными представляются энергетические и эксплуатационные аспекты осветительных установок. Для освещения широких дорог светильники, как правило, оснащены мощными источниками света. В этом случае значительное энергопотребление может быть снижено за счет применения более эффективных систем светильник/лампа и, возможно, светорегулирования. На главных дорогах риск дорожно-транспортных происшествий наиболее высок, поэтому освещение здесь должно в наибольшей степени выполнять свою роль по обеспечению безопасности движения.
Светотехнические изделия должны быть высокого качества и просты в обслуживании, - безусловно, здесь необходимы источники света с длительным сроком службы и легко заменяемые ПРА. Кроме того для обеспечения рабочих характеристик освещения должна существовать процедура регулярного обслуживания осветительной
установки.

Таким образом, освещение должно быть безопасным, энергоэкономичным и простым в эксплуатации.Безмолвное большинство

Второстепенные дороги, дороги в жилых районах и сельской местности не привлекают к себе столь пристального внимания, как автомагистрали и главные дороги. Это неизвестные дороги. Но они составляют большую часть дорожной сети.

На этих дорогах движение не очень оживленное. Дороги эти находятся в основном там, где живут люди. Родители, дети, бабушки и дедушки. И все они должны чувствовать себя в безопасности. Они и их имущество должны быть защищены от насилия и разрушения в темное время сток. Они также хотят жить в приятной жилой среде, со светом, который гармонировал бы по цвету со светильниками, которые освещают только то, что необходимо осветить, и не светят, например, в окна спальных комнат.

Второстепенные дороги часто проходят и через промышленные районы, где с наступлением темноты людей становится меньше. Основное назначение освещения здесь - обеспечение охраны; цвет не имеет практического значения. Низкоскоростное движение на сельских дорогах может включать в себя сельскохозяйственные машины и, в некоторых местах, скот. Как правило, из соображений экономии сельские дороги в целом остаются неосвещенными. Для предупреждения водителей освещаются часто с помощью одиночных светильников, лишь опасные участки, например, слепые повороты. С экономической точки зрения, из-за их многочисленности, второстепенные дороги заслуживают самого пристального внимания. Большое совокупное число световых точек означает большое потребление электроэнергии. Снижение энергопотребления и соответствующих затрат может быть достигнуто за счет использования высокоэффективных систем лампа/светильник и светорегулирования в ночное время.

Хотя обслуживание светильников, как правило, устанавливаемых на небольшой высоте, не сопровождается созданием помех для пользователей дорог и не вызывает сложностей в доступе для техников, тем не менее, применение надежных и простых в обслуживании светильников с легко заменяемыми деталями приводит к существенному сокращению затрат.

Прожекторное освещение

Прожекторное освещение имеет несколько предназначений, как функциональных, так и эстетических. Оно украшает города и придает эффектность спортивным соревнованиям. Обеспечивает безопасность людей на работе и в игре, защиту от преступности и вандализма. Обеспечивает визуальную ориентацию, рекламирует и развлекает. Для достижения этих целей разработан широкий спектр световых приборов и множество готовых, практичных схем прожекторного освещения. Каждая схема спроектирована для осуществления сбалансированной комбинации функциональных и художественных эффектов.

Преимущества архитектурной подсветки очевидны всем - она раскрывает ночную красоту зданий и сооружений. Но и это не все. Архитектурное освещение прививает жителям гордость за свой город и делает его более гостеприимным. Оно придает городу вид респектабельности и создает более привлекательную атмосферу для ведения бизнеса. К счастью, развивающиеся технологии делают архитектурное освещение все более экономичным. В результате, во всем мире, в городах любое архитектурное сооружение украшается с помощью простых и практичных схем освещения.
Спорт - развлечение, любимое во всем мире, во многом, благодаря телевидению. Цветные изображения превосходного качества транслируются в наши дома с крупнейших стадионов мира. с Олимпийских игр, чемпионатов мира и всевозможных международных соревнований. Но давайте не будем забывать, благодаря чему возможны спортивные телетрансляции. Только прожекторное освещение, выполненное по международным стандартам, может обеспечить необходимые уровни освещенности и индекс цветопередачи, заливая престижнейшие (закрытые и открытые) арены чистым и равномерным светом.

http://www.pro-light.ru

Настольная лампа

Современный жилой интерьер - это не только продуманное взаиморасположение архитектурных объёмов и декоративных элементов, но и освещение. Причём сегодня ему придаётся как никогда большое значение. Можно предположить, что здесь в человеке говорит инстинкт гораздо старше первобытного. Всё живое любит свет, в этом мы схожи и с растениями, и даже с неразличимыми глазом простейшими.

Свет действительно способен сыграть в интерьере очень значительную роль. С его помощью можно расставить необходимые акценты, выделить функциональные зоны, обозначить направление продвижения по дому. По-разному освещённая, одна и та же комната будет менять свой облик до неузнаваемости. Наконец, даже всю композицию интерьера можно построить исключительно на освещении.

Продумать, как будет проникать внутрь дома естественный свет, - задача весьма интересная. И дать волю своей фантазии в этом направлении можно не только в малоэтажных частных зданиях, но и в обычных многоквартирных домах. Один архитектор, например, придумал ловить лучи закатного солнца огромной медной тарелкой, по форме напоминающей телевизионную. В результате в комнате возникало удивительное тёплое сияние.

Для работы с искусственным светом особых ухищрений не требуется. Его использование ничем не ограничено, и обрадованные этим дизайнеры придумывают порой самые невероятные вещи. Например, располагаютлампы вдоль плинтуса, нацеливая их на стену, и помещение озаряется рассеянным отражённым светом. Или делают колонны, у которых капитель и база соединены "стволом" из ярких направленных лучей. Или подсвечивают снизу стеклянный стол, накрытый белой материей. Ещё один вариант - осветить потолок разноцветными скрытыми источниками, создавая театрально-цирковой эффект. Наконец, очень модное нынче решение, ставшее возможным благодаря оптоволоконной технологии, - имитация на потолке звёздного неба.

Но если говорить о не столь диковинных интерьерах, то обычно используются два вида освещения - верхнее и нижнее. С верхним всё более или менее ясно: это люстра или галогенки, которые, в свою очередь, могут быть скрытыми или открытыми. А вот о нижнем освещении в двух словах не расскажешь. Ясно только, что без него уютный интерьер едва ли возможен.

Перед вами тот самый случай, когда удачно придуманное нижнее освещение "держит" композицию всей комнаты. Четыре круглых объёмных светильника в разноцветном обрамлении не только выполняют свою основную функцию, но также служат эффектным оформлением стены, уподобляясь окнам. А ведь когда возникает образ окна, сразу улетучивается ощущение скуки от вида глухой нерасчленённой стены. Простой дизайн самих светильников чрезвычайно приятен для глаз - недаром мотив круга, вписанного в квадрат, получил распространение ещё в античные времена. Разумно и взаимное расположение объектов - спокойное, устойчивое. Казалось бы, что может быть проще такой композиции? Но всё же это находка. Заметим, что подобное решение уместно лишь в лаконичном и достаточно просторном интерьере, колористическое решение которого строится на открытых цветах.

Прихожие редко обходятся без своего нижнего света, Здесь он играет не практическую, а скорее психологическую роль. Ведь прихожая - совсем не простая зона. Во-первых, это нечто вроде шлюза между "своим" и "чужим" пространством. Во-вторых, именно здесь гости получают первое представление о доме, в который попали. А первое впечатление, как известно, самое сильное, и изменить его непросто. Кроме того, нижний свет помогает зрительно увеличить тесные прихожие типовых квартир-углы отодвигаются в темноту, размывая реальные размеры помещения.

А теперь об организации нижнего света в конкретной входной зоне. Два светильника по обе стороны двери сообщают помещению определённую торжественность. Свет над поверхностью консоли, где лежат перчатки, ключи, сумочки, - признак продуманности интерьера в мелочах. Ведь искать все эти нужные предметы, покидая квартиру, становится легче.

Настольные лампы могут играть огромную роль в интерьере. Но не эти. Вданном случае осветительные приборы нужны вовсе не для того, чтобы влиять на окружающую обстановку. Чисто функциональные, они помогают своим хозяевам при чтении или какой-то мелкой работе. Например, вышивании. Даже готовить уроки под этой лампой будет неудобно. Ведь в кругу её света поместится только одна книга. Лампе подобного рода место не на письменном столе, а на бюро, секретере, у изголовья кровати, наконец. Что касается дизайнерского решения осветительных приборов, то оно говорит само за себя. Мини-светильник, прикрепляющийся прямо к корешку книги, пригодится деликатному любителю ночного чтения. Изящная лампочка из прозрачного пластика, напоминающая кобру, направляет свет точно в центр круга, образованного собственной подставкой. Лампа-скульптура похожа на одно из творений Эрнста Неизвестного.

Минимализм моден настолько давно, что мы редко задумываемся о его корнях. И всё же иногда стоит вспомнить, что вырос он из увлечения Востоком, а прообраз минималистского интерьера-традиционное японское жилище. С помощью аксессуаров - в частности, светильников - можно акцентировать этот мотив. Однако дизайн ламп совсем не требует "восточной ориентации" от всего интерьера. Речь идёт лишь о неназойливом напоминании не то о раздвижной ширме из рисовой бумаги, не то об упражнениях в каллиграфии. На фоне белой стены эти светильники выглядят, кажется, убедительней, но зато жёлто-оранжевая делает интерьер более уютным. Неяркий рассеянный свет изысканных бра позволяет поместить их в спальне, в прихожей или коридоре, у телефонного столика, - в общем, там, где их включают на непродолжительное время. Для любого вида деятельности яркость этих ламп, безусловно, недостаточна.

Строго функциональный, антидекорационный подход к интерьеру сказывается и на трактовке нижнего света. Он в данном случае организован, что называется, без излишеств. Никаких эффектов, ни малейшего желания что-то скрыть или подчеркнуть. Всё прозрачно, ясно, спокойно. Дизайн ламп наводит на мысль о высокоточных приборах. Даже изящная гнутая форма, которая в другом случае напомнила бы о стебле цветка, в таком окружении воспринимается как инопланетное существо из мира высоких технологий. Красивая дизайнерская находка - тонкая ручка для регулировки наклона светильника. Высовывающаяся из-под него, озарённая его лучами, она похожа на жало.

Интересно обратить внимание и вот на что: строгое ограничение по цвету (белый плюс один яркий акцент) заставило авторов интерьера даже книги обернуть белой бумагой.

И всё же в повседневной жизни людям свойственно обрастать нужными и ненужными предметами. Интерьер, который вы видите, этого явно не предполагает. Таким образом может быть организована переговорная зона или библиотека в офисе. Подходит это решение и для мастерской, студии, студенческого жилья.

Книжные полки в библиотеке тоже требуют нижнего света. Лишь с его помощью можно прочитать мелкий шрифт на корешках многочисленных фолиантов или просмотреть нужную страницу. Нелепая композиция из трёх наклонных светильников разрушает всякое представление о тектонике. Светящиеся трубки как будто съезжают с узкого простенка, в котором они оказались непонятно зачем, - ведь книги-то расположены в другой плоскости, значит, и свет нужен там.

Наоборот, металлические лампы, глядящие с верхней полки стеллажа, рождают представление о доме с устоявшимися традициями, где к книгам относятся с любовью и уважением. Светильники лучше всего расположить именно так, как в этом случае, - с выносом, на верхней полке, направив свет вниз под углом. Впрочем, совершенно необязательно сажать их так часто, да и по размеру они могут быть менее внушительными.

Разного рода уютные уголки наших жилищ - самое подходящее место для организации нижнего света. Известный современный архитектор Нуньес-Яновский рассказал в каком-то интервью, что весь его дом в Париже состоит из множества укромных "гнёзд", где можно провести время за книгой и чашкой чая. Впрочем, эти милые местечки предназначены не только для отдыха, в них и работается замечательно.

Как же создаются подобные уголки? Для них необходима некоторая закрытость, ограниченность пространства, условная или реальная.Если мягкая мебель стоит полукругом, это уже рождает ощущение замкнутости. Другой вариант - поместить кресло (диван) в нишу, причём не обязательно стенную. Это может быть и промежуток между двумя книжными стеллажами, расположенными по одной линии. Кроме того, для "гнезда" требуется какая-нибудь горизонтальная поверхность (журнальный стол, полка, комод). И наконец, самое главное - индивидуальный свет. Для данного случая предпочтительны торшер, настольная лампа (особенно традиционная,с основанием в форме вазы и тканевым абажуром) или бра. Световой круг, очерченный абажуром, создаст ощущение уюта и защищённости. Интенсивность света должна быть достаточной для чтения. Слишком контрастное освещение не годится - оно быстро утомляет и портит зрение.

Фрагменты интерьеров, представленные на наших фотографиях, выглядят тёплыми и домашними. Этому способствуют и цвет стен (обратите внимание, что ниша акцентирована мягким оранжевым), и подобранные вазы, картины, подушки - те мелочи, без которых дом кажется необитаемым.

А вот как можно устроить нижний свет на кухне. Поверхности рабочих столов ни в коем случае не должны оставаться в тени. Для их освещения производители кухонной мебели предлагают карниз со встроенными лампочками, идущий по верху навесных полок. Но намного удобнее расположить светильники непосредственно над столами. Это могут быть трубчатые модели, прикреплённые к низу навесных полок, но их белый свет не всегда приятен для глаз. Это могут быть и бра, развешанные в "ключевых" точках рабочей зоны: над раковиной, плитой, барной стойкой. Дизайн ламп, применяемых на кухне, слегка технократичен, что по-своему оправданно. Ведь кухня - тоже в некотором роде производство. Немного иронический светильник, напоминающий душ, сделает мытьё посуды менее унылой процедурой.

В этом небольшом фрагменте интерьера примечательно всё. Разве что кроме настольной лампы - она самая обыкновенная. Но зато удобная для работы. Теперь о кирпичных стенах. Последний раз они были модны в интерьерах в середине семидесятых годов, Ныне об этой разновидности отделки вновь неожиданно вспомнили. Для получения кирпичной поверхности не обязательно обдирать стену до настоящей кладки. Хотя такое решение и наиболее "честно", оно не всегда возможно. Современные материалы позволяют облицевать поверхность тонкой плиткой под кирпич разнообразных фактур. Сейчас подобный вид отделки применяют в основном в исторических интерьерах. Но бывают и исключения, одно из которых вы видите на нашей иллюстрации. Кирпич прекрасно сочетается с тёмным деревом, присутствующим здесь в виде столешницы. А ещё на фоне кладки хорошо смотрятся черно-белые фотографии. Последняя "изюминка" этого фрагмента -миниатюрная полочка для книг. Возможно ли найти предмет проще и функциональней! Но и здесь дизайнеры не дремлют: полка по их прихоти выгнула спину, как кошка.

Выбор светильника

Все согласятся с тем, что темп нашей жизни вырос. Чем интенсивнее жизненный ритм снаружи, тем больше нужен нам отдых в собственных стенах, в "доме-крепости". Социологи называют эту потребность "стремлением спрятаться в коконе". Уютный дом немыслим без хорошего освещения. Ведь 80 процентов информации об окружающем мире мы получаем с помощью органов зрения.

Приглушенный свет для "сумерничанья" у камина, яркое освещение и хорошая цветопередача для застолья в кругу друзей, неслепящий свет для работы в Интернете - свет во всех его ипостасях продлевает день. Хороший свет дарит нам чувство защищенности и расставляет акценты. И наоборот: плохой или неправильно используемый затрудняет восприятие мира. Перегрузка глаз вызывает головную боль, нарушается психический комфорт. Особенно сильно раздражают прямой слепящий свет открытых ярких ламп или неправильно размещенные светильники. Только гармоничное распределение света гарантирует хорошую видимость и зрительный комфорт, а значит: ни монотонной яркости, ни полумрака. Сбалансированное соотношение света и тени подчеркивает пластику предметов, облегчает ориентацию в помещении.

Как правильно подобрать светильник? Сначала разберемся с терминами. Часто путают понятия "лампа" и "светильник". Во избежание недоразумений: "лампа", или, как ее называют в народе, "лампочка", - это искусственный источник света. Напротив, "светильник" обозначает весь световой прибор, который защищает лампу, распределяет и направляет ее свет.

Критерии выбора светильника

Очень многие совершают одну и ту же серьезную ошибку. Отправляясь в магазин, выбирают самый, с их точки зрения, красивый светильник или тот, что больше других подходит по стилю к интерьеру А потом возникают проблемы: чтобы почитать в кресле, не напрягая глаза, приходится включать все светильники в комнате, в ванной невозможно ни побриться, ни накраситься, а когда гости собираются за столом, лица их приобретают странный синюшный оттенок.

Безусловно, "внешность" светильника очень важна, но не забудьте решить главный вопрос: какую задачу он будет выполнять? Каким должен быть его свет? Светильники различаются по типам светораспределения. Их несколько.

Прямое. Свет направлен строго в одну сторону, очень узкий световой пучок предназначен для точного направленного освещения.

Преимущественно прямое. Основная часть светопотока направлена вниз, меньшая мягко рассеивается вверх, создавая декоративное освещение.

Равномерное. Свет распределяется ровно во все направления. Светильник обычно из прозрачного материала (например шар матового стекла). Создается ровное фоновое освещение, но отсутствуют акценты для создания настроения.

Преимущественно рассеянное. Свет ламп высокой мощности направлен на рефлектирующие стены (потолки), меньшая доля косвенного света подчеркивает форму светильника и расставляет акценты.

Рассеянное. Свет направлен исключительно на отражающие поверхности стен и потолка. По-настоящему гармоничное освещение достигается с помощью комбинации светильников с различным распределением света.

Критерии выбора ламп

Покупая светильник, далеко не все интересуются, а что, собственно, за лампочка находится внутри, но ведь именно от этого во многом зависит функциональность светильника. Лишь немногие руководствуются принципом решения осветительной задачи. Наиболее универсальна - старая добрая лампа накаливания, у остальных более узкая специализация. Качество света можно измерить во вполне конкретных величинах.

Цветопередача

Характеризует цветовой эффект, который вызывает свет лампы, освещая окрашенные предметы. Другими словами, показывает, насколько естественно передается цвет предмета при искусственном освещении. Существует шесть уровней цветопередачи. Лампы уровней 1А и 1В обеспечивают самую лучшую цветопередачу. (Ступень 1А: лампы накаливания, галогенные лампы накаливания 220 В и 12 В).

Цвет излучения

Означает собственный цвет излучаемого лампами света. Измеряется в Кельвинах (К): тепло-белый цвет (до 3300 К), нейтрально-белый цвет (3300-5300 К), дневной белый цвет (свыше 5300 К). В жилой зоне, особенно в гостиной, предпочтителен теплый белый цвет, что соответствует свечению ламп накаливания, галогенных ламп накаливания 220 В и 12 В, а также компактных люминесцентных ламп с резьбовым цоколем. Лампы с тепло-белым свечением создают уютную атмосферу; нейтрально-белый цвет излучения создает скорее деловое настроение.

Светоотдача

Многие думают, что чем мощнее лампа, тем лучше качество ее свечения и дольше срок службы. Это не так. Эффективность лампы определяет светоотдача. Чтобы узнать ее, нужно разделить световой поток (в люменах) на потребление электрической мощности (в ваттах).

Эта величина описывает, сколько света производит лампа из потребляемой энергии. Чем выше показатель в люменах на ватт (лм/Вт), тем эффективнее лампа. Если показатель превышает 50, перец вами лампа низкого энергопотребления. Несколько примеров: стандартная лампа накаливания горит около 1000 часов при максимальной светоотдаче 14 лм/Вт. Галогенные лампы накаливания на 220 В и 12 В имеют почти вдвое большую светоотдачу, и их необходимо менять лишь после 2000 - 4000 часов горения. Число часов эксплуатации экономичных компактных люминесцентных ламп достигает 12 000. Такие лампы при меньшей мощности (например 11 Вт) благодаря высокой светоотдаче (до 65 лм/В) могут заменить лампы накаливания большей мощности (60 Вт) при одинаковом светопотоке. Срок эксплуатации лампы особенно важен, когда вы покупаете светильник для труднодоступных мест. Энергосберегающие лампы - компактные люминесцентные лампы с резьбовым цоколем и интегрированным пускорегулирующим устройством - уже существуют в классическом облике лампочки-"груши".

Секреты хорошего освещения

Гостиная. Эта комната выполняет несколько функций: здесь принимают гостей, смотрят телевизор, общаются, читают, а иногда еще и работают. Главный секрет хорошего освещения: для каждой функции - свой светильник. Это значит, что в гостиной нужно создать несколько островков света. Светильники должны располагаться на разных уровнях. Лучше, если они будут иметь реостаты, тогда вы сможете регулировать яркость освещения (в сумерках - более интенсивное, потому что электрический свет "борется" с дневным, вечером яркость можно приглушить). Вблизи дивана и кресел имеет смысл разместить мобильные торшеры или настольные лампы, которые подчеркнут обособленность этого уголка. Ровное рассеянное освещение (так называемое фоновое)помогут создать напольные светильники с абажуром в виде чаши, направленной вверх. Архитектурные элементы, такие как колонны, арки или, например, открытая кирпичная кладка, будут выглядеть эффектно и таинственно, если подсветить их снизу встроенными в пол низковольтными лампами. Отдельные зоны гостиной можно также осветить встроенными в потолок низковольтными точечными светильниками. Нет возможности встроить лампы - выбирайте низковольтные системы света на шинопроводах. Это замечательное решение для гостиной, с их помощью можно создавать множество вариантов световой композиции, играть со светом. И, наконец, о лампочках. Для гостиной подходят галогенные или обычные лампы накаливания, но никак не флюоресцентные.

Кабинет. Идеальная световая схема: общий светильник, не дающий теней, и дополнительная лампа у рабочего места. В роли первого сегодня чаще выступает не многорожковая люстра, а напольный светильник с рассеянным световым потоком: свет отражается от большой поверхности потолка. Избегайте направленного света и световых контрастов: резкие переходы от света к тени утомляют. Ни один кабинет не может быть освещен хорошо и оригинально одновременно: правильное рабочее освещение предполагает монотонность. Для рабочего места: лампа с регулируемым световым потоком на гибкой штанге или на шарнирах. Лампы накаливания подходят для кабинета больше галогенных (чем больше поверхность источника света, тем более рассеянным получается свето-распределение). Свет должен падать сбоку - так, чтобы не создавать теней и не отражаться от блестящих покрытий. Непрямое освещение комнаты и ненаправленное освещение стола рекомендуются и при работе на компьютере. Такой свет не слепит и не рефлектирует. Если в комнате есть окно, письменный стол с монитором должен стоять перпендикулярно к нему. Совет тем, кто работает ночью: резкие контрасты освещенности утомляют глаза. Поэтому важно кроме лампы на рабочем столе всегда включать и общее освещение.

Спальня. Свет в этой комнате должен иметь два основных центра - у кровати и у шкафа. Кому не знакома такая ситуация: в то время, как вы уже засыпаете, ваш партнер еще хочет почитать перед сном. Решением проблемы может стать лишь лампа на ночном столике с приглушенным светом, освещающим только одну кровать. Лучше всего для этого подойдет лампа с металлическим абажуром, при возможности на гибкой штанге. Совершенно не подходит абажур из ткани или из матового стекла. Так, любители вечернего чтения могут еще долго наслаждаться книгой - не мешая другим. Если платяные шкафы находятся в спальне, они должны быть хорошо освещены. Идеально подойдут для этого встроенные точечные светильники направленного света. Однако эту задачу выполнят и установленные на стенах низковольтные галогенные лампы рассеянного или направленного света. Совершенно бессмысленны лампы, встроенные в шкаф: чтобы хорошо рассмотреть содержимое полок, необходимо некоторое расстояние между лампой и шкафом.

"Общий" ориентирующий свет в спальне можно создать с помощью ритмично расположенных локальных источников - торшеров, бра и высоких настольных ламп. Правила здесь таковы: абсолютное отсутствие света, падающего в глаза, и использование направленных световых потоков только для создания отраженного света. Оптимальным решением является равномерно и сильно рассеянный свет.

Кухня. Здесь действуют те же правила, что и для кабинета (кухня - рабочее место!): по возможности рассеянный свет, который не ослепляет. Часто встречается такое решение: маленькие галогенные лампочки встроены в нижнюю поверхность настенных шкафчиков. Если рабочая поверхность к тому же из хромированной стали или полированного камня, она превращается в зеркало и слепит того, кто занимается готовкой, - едва ли это можно назвать комфортной рабочей обстановкой. Другие негативные факторы - тени на рабочей поверхности. Единственно правильное решение для этой зоны: лентовидные люминесцентные лампы. Такой источник оптимально рассеянного света сокращает слепящее отражение до минимума. В других зонах кухни можно использовать встроенные лампы или галогенные светильники при условии, что последние размещены достаточно высоко. Обеденный стол - уютное место встречи всей семьи. Превратить его в приятный островок света поможет подвесной светильник (или несколько если стол большой). Он должен располагаться чуть выше уровня глаз, то есть на расстоянии 60 см от поверхности стола. А как же непременные свечи? Без них не обойтись - чтобы создать настроение.

В рабочей зоне для качественной готовки требуется интенсивное освещение столешницы и предпочтителен нейтральный спектр ламп, не искажающий естественного вида пищи. За обеденным столом освещение должно быть таким, чтобы блюдо выглядело приятно и аппетитно. Мягкий, осторожный свет создаст благоприятную атмосферу как для тихой будничной, так и для праздничной домашней трапезы.

Экологичный светильник

Как можно совместить такие разные вещи, как бумага и огонь? 0б этом уже две тысячи лет назад знали китайцы, которые освещали свои дома бумажными фонариками со свечой внутри. Современные технологии позволяют создавать оригинальные бумажные абажуры, в которых соединяются идеи древнего Востока и модные тенденции западного дизайна.

Для чего мы сегодня используем бумагу? Писчая бумага, салфетки, картонные коробки ... - вот, пожалуй, и все. В других областях бумагу нынче заменил пластик - от моющихся обоев на стенах до одноразовой посуды для пикников. Слов нет, пластик удобен: не промокает, долго служит, его можно мыть и гораздо труднее, чем бумагу, порезать. Но у этого удобства есть и оборотная сторона: многие заболевания, в том числе и депрессию, врачи и психологи все чаще объясняют тем, что в наших домах становится меньше вещей из натуральных материалов - не только из бумаги, но и дерева, стекла, натуральных тканей, - и стены домов "не дышат", а вместе с ними задыхаемся и мы. Конечно, призывать к полному отказу от благ цивилизации, неразрывно связанных с использованием бетона, пластика и полимеров, сегодня смешно и абсурдно, но кое-что сделать все-таки можно.

Впервые бумага появилась в Китае несколько тысячелетий назад, и уже тогда она широко использовалась не только для письма и упаковки, но и в самых разнообразных областях жизни. Например, из нее делали светильники. Горящую свечу вставляли в изящный белый, а чаще цветной бумажный фонарик и использовали как в помещении, так и на улице. Пожара от такого освещения древние китайцы не боялись: бумагу обрабатывали специальным составом. (Вспомните, что и сейчас во время новогодних празднеств причиной пожара часто становятся современные китайские фейерверки, но никогда - традиционные бумажные фонарики).

Особенно теплым и чистым кажется сочетание белого и коричневого в светильниках. Такие светильники вошли в моду по всему миру, сейчас их можно увидеть и в наших магазинах.

Позже идею бумажных светильников вместе с самой бумагой заимствовали японцы. Но, как это часто происходило, они, заимствуя какую-либо технологию, расширяли ее своими неожиданными решениями. Японцы придумали целое искусство оригами (буквально: "ломаная бумага"), т.е. искусство изготовления из бумаги путем придания ей различных форм самых разных вещей. В технологии оригами можно сделать очень многое - от украшений интерьера (например, всем известных бумажных журавликов) до непромокаемых кошельков и бумажников, от перегородок сёдзи, позволяющих как угодно изменять количество и конфигурацию комнат в традиционном доме, до огромных, но легко переносимых муляжей, используемых как наглядные пособия. Но в освещении, в отличие от китайцев, японцы предпочитали не цветную, а белую рисовую бумагу.

Однако к нам светильники из бумаги чаще приходят сейчас не с Востока, а с Запада. Европейские дизайнеры домашней обстановки в последние десятилетия подхватили эту простую/ но такую оригинальную идею, обогатив ее современными технологиями. Например, специальная пропитка бумаги имеет не только "противопожарные" свойства, но и водоотталкивающие, и даже пылеотталкивающие, что позволяет протирать такие светильники от пыли реже, чем привычные нам стеклянные и пластиковые.

Светильники из бумаги можно, конечно, применять и для освещения общественных мест, но значительно шире дизайнеры предлагают их для домашней обстановки, - ведь в свой дом мы приходим после трудового дня, там мы отдыхаем душой и телом. Отдыхают и наши глаза от уличного бетона, неона и хромированной стали, а на чем же лучше всего отдохнуть глазам, как не на спокойном сочетании белого с разными оттенками коричневого, то есть на сочетании бумаги с деревом?

Если вы недовольны размерами вашей ванной комнаты, пространство можно зрительно увеличить за счет освещения вертикальных поверхностей стен.

И в актуальный сейчас стиль минимализма такая цветовая гамма вписывается как нельзя лучше. Белое - расширяет пространство, коричневое - создает ему теплую рамку, не позволяя вам чувствовать себя в собственном доме, как на приеме у врача. Особенно теплым и чистым кажется это сочетание в светильниках. Такие светильники вошли в моду по всему миру, сейчас их можно увидеть и в наших магазинах.

Бумажные светильники дают свет, но не дают лишнего блеска, создавая тем самым атмосферу интимности и уюта, необходимую для успокоения уставших нервов современного горожанина. Это может быть лампа на письменном столе или торшер в углу у дивана. Включишь такой светильник, - и комната приобретет совсем другой вид. Но можно и верхнее освещение оформить плоским бумажным абажуром с деревянной рамкой, имитирующей японскую перегородку сёдзи. Особенно хорошо это будет смотреться в небольшой по размеру комнате с не очень высоким потолком.

Да и служат такие светильники, вопреки опасениям, долго, так что с практической точки зрения они нисколько не уступают лампам со стеклянными абажурами.

Так мы можем найти применение такому традиционному материалу, как бумага, в совсем не традиционной для нас области и тем самым чуть-чуть улучшить экологическую обстановку в своем доме, не нарушая привычек к цивилизованному комфорту. А уж настроение от этого улучшится значительно -это несомненно!

Ольга Грудина,
Журнал "Свет и посуда", 4'2002
lightpress.ru

Светильники на светодиодах

Из объектов жилищно-коммунального хозяйства перспективными с точки зрения ис- пользования светильников со светодиодами (СД) в настоящее время могут быть те, в которых действующими нормативными документами установлены сравнительно низкие уровни осве- щенности при отсутствии требований к качеству цветопередачи или невысоком уровне этих требований.

Айзенберг Ю.Б. – ВНИСИ, г. Москва, доктор технических наук, академик АЭН РФ
Рожкова Н.В. – ВНИСИ, г. Москва, кандидат технических наук, ведущий научный сотрудник
Федюкина Г.В. - ВНИСИ, г. Москва, кандидат технических наук, ведущий научный сотрудник
Варфоломеев Л.П. – ВНИСИ, кандидат технических наук, консультант.

Из объектов жилищно-коммунального хозяйства перспективными с точки зрения ис- пользования светильников со светодиодами (СД) в настоящее время могут быть те, в которых действующими нормативными документами установлены сравнительно низкие уровни осве- щенности при отсутствии требований к качеству цветопередачи или невысоком уровне этих требований. К таким объектам можно отнести:

  • 1. Лестничные клетки (площадки, пролеты, марши).
  • 2. Лифты.
  • 3. Номерные знаки домов и указатели названий улиц.

    Освещение квартир, парадных вестибюлей и фойе, комнат для консьерж, контор и дру- гих помещений с постоянным или длительным пребыванием людей могут представлять инте- рес с точки зрения использования СД, по-видимому, лишь в отдаленной перспективе. В на- стоящем отчете не рассматриваются здания общественного назначения (школы, дошкольные детские учреждения, больницы, кинотеатры и т.п.).

    1. Освещение лестничных клеток

    В настоящее время для освещения лестничных клеток применяются только два вида источников света - лампы накаливания (ЛН) и линейные люминесцентные лампы (ЛЛ), уста- новленные, как правило, в примитивную осветительную арматуру.

    Московские городские строительные нормы МГСН 2-06-99, созданные на базе Всерос- сийских строительных норм и правил СНиП 23-05-95, регламентируют освещен- ность лестничных клеток, поэтажных внеквартирных коридоров, вестибюлей и лифтовых холлов на уровне пола и ступенек 20 лк. Документ - МГСН 2.01-99 «Энергосбережение в зданиях» устанавливает максимально допустимую удельную установленную мощность для лестничных клеток 4 Вт/м2. Требования к цветоразличению отсутст- Экспериментальные образцы светодиодных светильников «Корвет- Лайтс» для освещения лифтовых кабин и лестничных клеток вуют, что позволяет использовать для этого вида освещения любой, в том числе и квазимоно- хроматический, источник света.

    С точки зрения выполнения нормативных требований здесь современные светодиоды (СД) - вполне конкурентоспособные источники света. Желтые СД имеют световую отдачу около 30 лм/Вт, т.е. в 3 раза выше, чем ЛН общего назначения, используемые для освещения лестничных клеток в подавляющем большинстве жилых зданий. Люминесцентные лампы применяются для освещения лестничных клеток в домах- новостройках последних лет, и их доля в общем объеме светильников для этих целей слишком мала (менее 10 %). Световая отдача ЛЛ заметно выше, чем СД (отечественных цветности ЛБ- 75 лм/Вт), но если учесть КПД светильников (не более 75%), коэффициент использования све- тового потока и практически постоянную запыленность и загрязненность деталей светильни- ков из-за полного отсутствия ухода, то это преимущество сводится к нулю. Наиболее слабое место всех светильников, применяемых в настоящее время для осве- щения лестничных клеток (как с ЛН, так и ЛЛ), - их неустойчивость против нарочитого раз- рушения (вандализма), приводящая к тому, что даже в домах, оборудованных кодовыми зам- ками и домофонами, больше половины (иногда и 100%) светильников разбиты, и лестничные клетки вообще не освещены. В случае применения ЛЛ разрушение светильников, кроме жи- тейских неудобств, ведет к серьезным экологическим проблемам, т.к. содержащаяся в лампах ртуть является сильнодействующим ядовитым веществом (предельно допустимая концентра- ция - ПДК - для паров ртути в населенных пунктах - 0,0003 мг/м3, а в каждой ЛЛ содержится до 100 мг ртути).

    Рассмотрим экономическую сторону проблемы применения светильников с СД для ос- вещения лестничных клеток.

    В настоящее время для освещения каждого пролета лестниц используется один све- тильник, мощностью, как правило, 40 Вт. Цена такого светильника с ЛН (например, типа НПО-23) 90 рублей, с ЛЛ (например, ЛП046 -2х18) - 201 рубль. Светильники работают (долж- ны работать) все темное время суток, т.е. около 5000 часов в год. Срок службы (без учета фак- тора вандализма) ЛН - 1000 часов, ЛЛ - 12000 часов; цена ЛН мощностью 40 Вт - около 5 руб., ЛЛ - 11 р. 40 к. За год каждый светильник с ЛН потребляет 200 кВт.ч, с ЛЛ - 250 кВт.ч элек- троэнергии, т.е. при существующем тарифе на бытовую электроэнергию на 126 руб. и 157,5 руб. соответственно.

    Для обеспечения на полу лестничных клеток площадью 4,5 м2 и пролетов площадью около 4 м2 освещенности 20 лк необходим световой поток не менее 170 лм. С учетом коэффи- циентов запаса возьмем для расчета 300 лм. Такой световой поток может быть обеспечен СД с суммарной мощностью 10 Вт (при световой отдаче 30 лм/Вт). При мощности одного СД около 0,1 Вт (40 мА, 2,5 В) потребуется 100 СД, суммарная стоимость которых - 32 доллара США. Для надежной работы СД необходим источник питания с постоянным напряжением на выходе 12В. Цена такого источника питания, например, на предприятии «Аэроэлектро», г.Москва, около 300р. Примем (с большим запасом) стоимость арматуры для монтажа СД, печатных плат, проводов и т.п., а так же сборки светильника - 200 рублей. Отсюда цена светильника на СД может составлять не более 1420 руб. При этом светильник будет потреблять в год 50 кВт.ч электроэнергии на сумму 31р.50к. (при существующем тарифе 63 коп/кВт.ч) Срок службы СД - не менее 100000ч., т.е. 20 лет при ежегодной наработке 5000 часов. При этих данных срок окупаемости светильника может составить при замене им светильника с ЛН - 11 лет, а све- тильника с ЛЛ - 8 лет. Учитывая неизбежные в современных условиях акты вандализма и слу- чайного разрушения светильников, эти сроки должны быть сокращены как минимум в два раза.

    Если считать, что в жилых домах Москвы не менее 1 миллиона лестничных клеток, то при замене на них светильников с ЛН (40 Вт) на светильники с СД (10 Вт) может быть получе- на годовая экономия электроэнергии около 150 млн. кВт.ч. Применение светильников с СД в коридорах , холлах и т.п. может увеличить эту цифру еще в 2-3 раза.

    2. Освещение лифтов

    Для освещения кабин лифтов отечественного производства в жилых домах в настоящее время используются исключительно светильники с ЛН мощностью 40-60 Вт. Нормами МГСН 2-06-99 предусмотрена освещенность на уровне пола 20 лк при очень низких требованиях к качеству цветопередачи (Ra = 20). Здесь при площади пассажирского лифта 1 м2 можно обес- печить требуемую освещенность СД общей мощностью не более 1 Вт, т.е. десятью СД желто- го цвета.

    Экономия электроэнергии на каждый лифт может составить почти 200 кВт.ч при заме- не на СД ламп мощностью 40 Вт и почти 300 кВт.ч при замене ламп 60 Вт. В лифтах ЛН работают в режиме частых включений, что приводит к сокращению их срока службы, который реально не превышает 500 ч. При ежегодной наработке лифта 5000 ч. за год требуется замена перегоревших ламп до 10 раз на сумму около 50 рублей. Если цена светильника на 10 СД (с источником питания) составит даже 500 рублей, то срок окупаемости его не превысит трех лет (при экономии электроэнергии 200 кВт.ч, т.е. на 126 рублей и ламп на 50 рублей) даже без учета цены светильника на ЛН. Суммарная экономия электроэнергии по Москве при парке 50000 лифтов может соста- вить не менее 10 млн. кВт.ч в год.

    3. Освещение номерных знаков домов и указателей названий улиц

    В настоящее время в Москве указатели номеров домов и названий улиц делаются в ви- де коробов из молочного полиметилметакрилата с наклеенными на них цифрами и буквами, сделанными из непрозрачного материала и подсвечиваемыми изнутри ЛН или ЛЛ. Короба лег- ко разбиваются камнями или палками и поэтому часто становятся просто «объектами развле- чений» подростков. Вместе с коробами разбиваются и установленные в них ЛЛ, загрязняя ок- ружающее пространство ядовитой ртутью. Для освещения номерных знаков используется 1-2 ЛН мощностью 40 .Вт, для освещения указателей названий улиц одна или две ЛЛ по 40 Вт, т.е. мощность каждого изделия с учетом потерь в ПРА - 100 Вт. Лампы должны быть включены все темное время суток, т.е. около 5000 ч. в год. Учитывая, что в Москве «пронумеровано» около 100000 домов и не менее 10000 перекрестков с указателями наименований улиц, расход электроэнергии на эти цели составляет не менее 30 млн. кВт.ч в год. Светотехнических функций эти указатели и знаки не несут, т.е. от них не требуется ка- кой-то определенной освещенности на заданной площади. Очевидно, что качественной цвето- передачи здесь тоже не требуется. Применение СД в уличных и домовых указателях существующей конструкции позво- лит снизить потребление электроэнергии, как минимум, в 10 раз - 40-100 до 5-10 Вт на один знак (10 Вт - это 100 СД с источниками питания, которые могут обеспечить равномерную яр- кость свечения знаков площадью 0,25 м2 около 50 кд/м2). Годовая экономия электроэнергии по Москве за счет этого составит не менее 25 млн. кВт.ч.
    Еще большую экономию электроэнергии при одновременном удешевлении самих знаков можно получить, отказавшись от существующей конструкции.

    ВЫВОДЫ:
  • 1. Применение СД в качестве альтернативного источника света только в трех названных уча- стках жилищно-коммунального хозяйства может обеспечить годовую экономию электроэнер- гии не менее 200 млн. кВт.ч
  • 2. Светильники на СД могут избавить жилищно-коммунальное хозяйство города от такого бедствия, как вандализм, т.к. отсутствие в них стекла и изготовление корпусов СД из моно- литного поликарбоната делает их практически неразрушаемыми.
  • 3. Замена ЛЛ на СД благоприятно скажется на экологии, т.к. исключит загрязнение атмосферы ртутью.
  • 4. При современном уровне цен на СД и их световых параметрах представляется целесообраз- ным первоочередное внедрение этих источников света в местах, где нет жестких требований к качеству цветопередачи, а также в местах, наиболее подверженных актам вандализма. К таким местам могут быть отнесены лестничные клетки, холлы, лифты, номерные знаки домов и ука- затели названий улиц.
  • 5. По мере снижения стоимости белых и много кристальных (полноцветных) СД область их применения в жилищно-коммунальном хозяйстве может быть значительно расширена. Напри- мер, на ряде светотехнических выставок (в том числе на выставке «Интерсвет-2000» в Москве) экспонировались настольные светильники, ручные фонари и другие осветительные приборы на СД.
  • 6. Применение СД для освещения лестниц, лифтов и т.п. в административно-общественных зданиях, а также в специальных электротехнических устройствах будет рассмотрено и оценено при выполнении следующих этапов работы. Литература.

    1. Строительные нормы и правила СНиП 23-05-95. Естественное и искусственное освещение. Светотехника, 1995г., №11-12, с.2-30.

    2. Московские городские строительные нормы МГСН 2.06-99. Естественное и искусственное освещение. Москва, 1999г.

    3. Московские городские строительные нормы МГСН 2.01-99. Энергосбережение в зданиях. Москва, 1999г.

    4. Энциклопедия «Москва». Москва. 1997г

  • Домашние светильники

    Домашние светильники минувших лет не выходят из моды. Типы моделей, появлявшихся в разные эпохи, подвергаются лишь косметической реставрации. Важен прогресс материалов, а не форм; порой лишь по второстепенным деталям можно установить "эпоху изготовления". Главная особенность светильников как предметов интерьера - устойчивый спрос на все стили дизайна. Что же касается новинок, придуманных дизайнерам и воплощенных с помощью передовых технологий обработки стекла, металла и камня, то они просто заполняют очередной стеллаж во всемирном салоне света.

    Престижны и модны хрустальные люстры. В наступившей эпохе частных особняков с их обширными залами и высокими потолками грандиозные сверкающие "паникадила" переживают свой ренессанс. То же можно сказать о керамических и каменных плафонах в бронзовых и позолоченных оправах. Наследие эпохи ар нуво, "большого модерна", и ныне светится над авансценой жизни. Отнюдь не кажутся безнадежно устаревшими плафоны 20-30-х годов, в большинстве своем имеющие формы слегка приплюснутых вазочек и чаш. Самые что ни на есть "советские" торшерчики, люстры и настольные лампы, отражающие минимализм 60-х составляют ассортимент многих весьма известных западных фирм. Те же формы плафонов - тарелочки, фужерчики, мячики, та же яркая однотонная расцветка. А смотрятся эти вещи очень мило и современно. У них прибавились только оригинальные детали - противовесы и всякие декоративные "висюльки".

    Откровенный хай-тек, уже давно сдавший ведущие позиции в мебельном дизайне, в мире светильников продолжает активно эволюционировать. И многие специалисты рекомендуют украсить вполне классический интерьер фосфоресцирующим столбиком, самое место которому - на опасном участке скоростного шоссе. Или повесить на потолок немыслимую металлическую инсталляцию, позаимствованную то ли с вернисажа авангардистов, то ли из декораций фантастического сериала "Вавилон-5".

    Последнее веяние в мире светильников, рассчитанных на "широкие слои" покупателей, — это виртуальные, призрачные объекты. Облегченные плоские плафоны неопределенных форм, похожие на летящих в утреннем тумане чаек. На паруса. На НЛО. На вырезанные из бумаги и подвешенные к лампочкам кораблики. Или просто на слегка изогнутые или замысловато сложенные, свернутые и даже скомканные листки бумаги или белого полотна. Если настенный светильник, то в идеале это — беленькая "бумажная" ширмочка, излучающая по всей плоскости ровное, бестеневое сияние. Каркасы, элементы подвесов потолочных конструкций тоже должны соответствовать кажущейся невесомости источника света. Отсюда акцент на металлические струны, тонкие стержни, треки (шины), длинные провода, заключенные в пластичные оболочки-змейки. В таких моделях противовесы в виде шариков или гирек, как правило, играют не только декоративную, но и важную конструктивную функцию.

    Теперь о самом свете. В моде не маяк, не звезда, не луч света в темном царстве, а слегка размытое световое пятно, эдакая звездная туманность, достаточно яркая, чтобы в доме было чуть светлее, чем в ночь полнолуния. Ровное бестеневое сияние — это хорошо, а еще лучше (читай: эффектней, моднее), если местоположение источника света вообще как бы неопределимо. По крайней мере, с первого взгляда. В этом случае на полную мощность работает отражение этого источника — на потолке, стене, полу, на специальном экране или же на пространственной комбинации декоративных элементов из стекла, металла, пластика. Создание такого рода декоративных крипто-светильников (от греч. crypto — скрывать, прятать) — пожалуй, основное направление дизайнерской мысли и технологических поисков. И вообще, игра света, необычные отражения, блестки, переливы, завораживающие световые "мизансцены" — это и есть будущее Света как жизненной энергии, одушевляющей Интерьер.

    Главный предмет эволюции — сама лампа. Выбор ламп очень велик: обычные, матовые, рефлекторные. Галогенные. Раньше было проще: выбирай по своему вкусу яркость и учитывай при этом диаметр патрона — вот и вся недолга. Ныне, перед тем как покупать светильник, стоит подробно ознакомиться со всем ассортиментом подходящих для него ламп, с их возможностями и технологическими особенностями. В некоторых моделях лампы могут одновременно играть роли источников света и плафонов. Прекрасный тому пример — раскидистая люстра немецкой компании Paulmann, многочисленные рожки которой увенчаны матовыми лампами серии Globe Opal производства той же фирмы. Плафонов нет, а цоколи у ламп узкие. Эффект налицо: огромные светящиеся шары сидят на очень тонких "черенках", и люстра, выполненная в тонированном металле, выглядит очень элегантно.

    Одно время идея использования в домашних светильниках галогенных ламп вызывала у большинства покупателей стойкую аллергию: всем на работе и в городе осточертело мертвящее сияние ламп "дневного света". Однако производители и дизайнеры добились своего. Галоген одомашнен, чураться его — изжившее себя предубеждение. Именно для матово сияющих парусов, для крипто-светильников, для волшебной игры пятен-отражений как нельзя лучше подходят эти крохотные, но очень мощные "свечки". А с хрусталем и хромом!.. Но об этом чуть позже. Главный же совет специалистов таков: если в домашнем интерьере используются галогенные источники, то лучшая для них сцена — гостиная. При этом сами они должны быть как можно мельче, а в сумме их должно быть как можно больше, Тогда в гостиной возникнет эффект волшебного планетария, для чего, собственно, галогенные лампы больше всего и подходят.

    Мир светильников, их стилей и форм поистине неисчерпаем, охватить его в кратком обзоре невозможно. Мы представляем здесь отдельные, наиболее характерные образцы популярных и модных типов декоративных люстр, торшеров, бра, настольных ламп, которые можно приобрести в салонах Москвы.

    Обзор стоит предварить одним примечанием. В отличие от большинства предметов домашней мебели, светильники выглядят в натуре гораздо более эффектно, чем в рекламных каталогах компаний. Надеемся, что это наблюдение ободрит покупателей.

    STRASS...HO красиво!!!

    Хрустальные люстры были и остаются королевами бала. Некогда нам был доступен в основном лишь чешский хрусталь (между прочим, вполне соответствующий высшим мировым стандартам). Теперь в Москве можно приобрести или хотя бы полюбоваться мерцающими чудесами, в которых использованы детали из австрийского, лучшего в мире хрусталя марки Swarowski. Предел чистоты и совершенства — хрустальное стекло Strass Swarowski с более чем 30%-ным содержанием свинца. Такие люстры — чистой воды небо в алмазах!

    Роскошные дворцовые модели люстр с хрусталем Swarowski предлагают австрийская компания Kalmar и американский концерн Schonbek. Основную рекламу продукции этих компаний делает так называемый reference list, то есть список зданий, украшенных этими "мега-каратными" алмазами. Там в столбик перечислены большинство правительственных резиденций Запада и Востока, крупнейшие банки, концерны, музеи, театры. Люстры, выпускаемые для частных домов и квартир, отличаются от дворцовых только масштабами и уровнем потребления электроэнергии. Многие модели делаются на заказ, с учетом пожеланий покупателя и представленных им размеров. Вещи недешевые: нижний уровень цен — примерно $ 1200-1500, верхний — так сказать, по вкусу. А из продукции Schonbek хотелось бы особо отметить настольные лампы. Вот так, господа!

    Светильник в истории

    Самым первым источником искусственного света был, как уже говорилось, очаг. Таким образом, первоначально жилое помещение освещалось одним источником, находящимся в центре. Необходимость в дополнительном боковом освещении возникла одновременно с потребностью человека самовыражаться в наскальных росписях. В работе ему помогал факел, который устанавливался в щели между камнями. В Средние века для укрепления факела на плоскости стены стали применяться кованые зажимы. Именно это нехитрое устройство послужило прообразом бра.

    В Греции и Риме были широко распространены напольные светильники, состоящие из треножника и чаши с горючим веществом (нередко с ароматическими добавками). Более поздняя модификация этого светильника - канделябр. В отличие от треножника, он имел единственную опору, широкую у основания. В разных культурах один и тот же светильник мог называться по-разному. Например, шандалом у персов или менорой у иудеев.

    Другой осветительный прибор, известный с тех времён, - лампадарий. Как и канделябр, он был стационарным. Подвесные светильники назывались лампионами и лампадами и представляли собой одну или несколько овальных чаш, прикрепляемых к потолочным балкам или консолям. В чаши наливалось масло, животный жир или нефть. В горючую жидкость опускался скрученный из растительных волокон фитиль.

    Появление свечи явилось серьёзным прорывом в области создания новых видов светильников. Она была во многом удобнее всех остальных устройств - не так коптила, оказалась существенно более экономичной и простой в производстве. Изготавливалась вначале из животного жира, а затем из пчелиного воска с фитилём из тростника. Позже фитиль стали делать из хлопковых или конопляных волокон. Свеча породила целую плеяду светильников. Канделябр стал изящной ветвистой конструкцией. В конце XVII века окончательно сформировалась люстра. Дворцовые люстры на сотни свечей озаряли огромные залы для балов. В простенках между окнами столь же ярко пылали бра. Коридоры освещались вычурными канделябрами. Все они отражались в многочисленных зеркалах и их позолоченных рамах. Гасились свечи металлическими колпачками на длинных рукоятках. Люстра состояла из массивного металлического каркаса и большого количества подвесок из стекла (прозрачного или цветного) или природных камней. Весить она могла около тонны. Чтобы опустить такую конструкцию, зажечь свечи, а затем всё это поднять, требовался мощный механизм.

    Пришедшая вслед за этим эра керосина подарила нам хит в виде лампы "летучая мышь". Дизайн керосиновых светильников был достаточно изыскан (стоит только вспомнить знаменитые настольные светильники Тиффани). До сих пор эти не очень практичные, но безотказные в дачном быту лампы ассоциируются с эпохой декаданса. А упомянутая выше "летучая мышь" многократно использовалась дизайнерами для создания новых разновидностей светильников в индустриальном стиле. Такое решение хорошо смотрится на кухнях и в детских. А многочисленные перепевы настольных ламп и ночников эпохи модерн по ею пору прекрасно дополняют интерьеры спален и кабинетов. Скромные труженики - газовые фонари совершили настоящую революцию в уличном освещении. Интерьерная их разновидность, газовые рожки, мирно уживалась с керосиновыми лампами. И те и другие отчаянно коптили и не были, что называется, экологически чистыми. Наверное, именно поэтому стоило придумать электричество.

    Электричество привычно и обыденно. Электрических светильников великое множество. Разнообразие их форм и материалов просто невероятно. Подробнее мы поговорим о них позже. А пока просто хотелось бы подытожить всё вышеизложенное.

    В примитивных жилищах первобытного человека существовало как естественное, так и искусственное освещение. Естественное подразделялось на верхнее (дымоход) и боковое (входное отверстие). Искусственное было центральным (очаг) и боковым (факел).

    Начиная с бронзового века и заканчивая эпохой Римской империи, количество источников естественного света меняется. Добавляются оконные проёмы, которые на тот период были чисто функциональными. Эти источники света и аэрации представляли собой бойницеобразные отверстия, выходящие, как правило, во внутренний дворик. Верхний свет оформляется отверстием - опейоном, имеющим, помимо утилитарного, декоративное значение. Увеличивается число источников искусственного света. Они делятся на подвесные (хорос, паникадило), боковые (лампадарий, канделабрум), переносные (лампион). В качестве горючих жидкостей используются различные масла (в том числе ароматические), а также нефть (чаще для наружного освещения и маяков). В общем, режиссура света становится намного сложнее, что можно связать, во-первых, с усложнением интерьеров жилых, культовых и общественных сооружений, а во-вторых, с появлением эстетических требований к самим светильникам.

    Средние века, готика, романтика, ренессанс, барокко и классицизм породили целую плеяду форм и способов заполнения оконных проёмов. Окна становятся украшением фасада, обрастают богатым декором. Они уже не являются сезонными источниками естественного света, которые в холодную пору закрываются глухими рамами. Начиная с эпохи поздней готики, возникают дополнительные ряды окон, что связано с конструктивными особенностями сооружений. В частности, высокие большепролётные готические залы освещаются двойными рядами окон. Разнообразное, ритмически организованное их расположение порождает поразительные световые эффекты, что становится важной чертой стиля. В эпоху ренессанса сформировывается и такой тип естественного освещения, как световой фонарь.

    Основные источники искусственного света оставались прежними, с небольшой поправкой на размер и форму светоносителя (свечи). Дизайн делается более изысканным, применяемые материалы поражают своим количеством и разнообразием (металлы и сплавы, стекло, природный камень). Принцип расположения светильников в помещениях также существенно не изменился. В больших залах верхний свет (люстра) дополняется опоясывающим рядом боковых светильников (бра). Коридоры и галереи освещаются боковыми источниками (бра) и центральным рядом напольных (канделябры). В приватной зоне (спальня, кабинет) используются все вышеперечисленные типы светильников плюс переносные (подсвечники).

    Конец XIX и начало XX веков обогатили архитектуру свободой использования искусственного света. Окна-витрины, боковые витражи, сплошное остекление фасадов не отменили, однако, исторически сложившихся типов естественного освещения. Вполне возможно, что в этой области сказано всё. Бурное архитектурное творчество конца XX и начала XXI веков не ознаменовалось изобретением чего-либо нового. Умелое сочетание исторически сложившихся форм с новыми материалами и технологиями порождает удивительные по своеобразию объекты. Естественное освещение используется в них очень активно. Большое распространение получили верхний свет и световые фонари. Искусственное освещение, несмотря на преимущественно электрическую природу, делится всё на те же основные группы: верхнее, нижнее, боковое. Его дополняют и разнообразят хорошо известные точечные лампочки, позволяющие равномерно озарять помещение и создавать причудливые световые композиции. Скрытые источники, подсветка мебели и предметов интерьера служат для создания дополнительных эффектов. Скажем, позволяют расширить или, наоборот, сузить пространство, визуально изменить его геометрию, расставить акценты.

    информация с batteryteam.ru