Гармония света

Гармония света - комфорт и уют в вашем доме
Купаемся в ярком свете
Дизайн света в столовой
Дизайн света в спальне
Световой дизайн кухни

 

Гармония света - комфорт и уют в вашем доме

Много параметров должны быть приняты во внимание во время организации домашнего освещения: объем, атмосфера комнаты (цвет потолка, стен, пола), расположение мебели, возможности создать силовые позиции, учитывая вкусы и личностные качества жильцов. Помимо этого и сам дизайн светильников, их стилевое решение помогают подчеркнуть характер оформления каждого помещения...

Различные типы светильников и их правильное размещение помогут внести дополнительный комфорт в ваш быт, сделать квартиру более уютной. Оптимальная освещенность помещений различного назначения или ее отдельных зон создаст необходимые условия для полноценного отдыха или работы.

Искусственное освещение - один из элементов, образующих интерьер квартиры.

Много параметров должны быть приняты во внимание во время организации домашнего освещения: объем, атмосфера комнаты (цвет потолка, стен, пола), расположение мебели, возможности создать силовые позиции, учитывая вкусы и личностные качества жильцов. Помимо этого и сам дизайн светильников, их стилевое решение помогают подчеркнуть характер оформления каждого помещения.

При выборе светильников следует, прежде всего, исходить из определенных норм освещенности и светотехнических параметров ламп, имеющихся в продаже. А они разнообразны - это лампы накаливания, люминесцентные, галогенные. Последние появились в нашей стране сравнительно недавно и стали пользоваться большой популярностью. Это миниатюрные светильники довольно высокой освещенности при потребляемой мощности 20-50 Вт. Эффективны и светильники с зеркальными отражателями, дающие большую освещенность.

Таблица 1. Основные принципы для эффективного освещения

Помещение

Средняя мощность, Вт/м2

Лампа накаливания Галогеновая лампа Дневной свет
Спальня 10-20 14-17 4-5
Гостинная 10-35 25-30 7-9
Кухня 12-40 30-35 8-10
Ванная комната * 10-30 23-27 6-8
Коридор 10-15 11-13 3-4
Подвал/ Гараж 10-15 11-13 3-4
Хобби комната 30-90 70-80 18-22

* не забывайте принимать во внимание правила безопасности для ванных комнат

Эти данные по средней мощности на м2 предложены вашему вниманию и должны помочь вам рассчитать освещение, которое будет подходить вам, интерьеру квартиры, вашей мебели и вашему декору.

Нельзя забывать и о том, что общее освещение помещения зависит от тона основных поверхностей интерьера, имеющих свой коэффициент отражения. Так, при белой облицовке стен коэффициент отражения 0,7-0,85, а при зеленой или голубой - 0,02. Поэтому в светлых помещениях можно разместить светильники меньшей мощности, чем в темных.

Таблица, расположенная ниже, показывает средние показатели мощности, которые должны быть инсталлированы на м2 для того, чтобы определить основное освещение 100 лк. Данная таблица соответствует только атмосферному освещению. Для местного или специфического/ направленного освещения эти детали должны быть изучены конкретно для каждого случая.

Таблица 2. Основные принципы для атмосферного освещения

Тип освещения для основного освещения 100 лк Окружающая обстановка комнаты Стандарт. лампа накаливания, Вт/м2 Галогеновая лампа, Вт/м2 Лампа дневного света, Вт/м2
Торшер
Настольная лампа
Бра
Люстра
Плафон
Светлая 20 15 4
Темная 30 20 6

Различные типы ламп создают определенный свето-цветовой климат, поскольку любой источник освещения обладает некоторой цветностью, и это изменяет основной колорит интерьера. Например, лампы накаливания излучают свет теплых оттенков, подчеркивая красно-коричневые и желтые тона окружающих предметов. Люминесцентные излучают холодный свет, поглощая или изменяя окружающий цвет. От того, каким будет освещение комнаты, зависит не только характер интерьера, но даже цвет лица людей, в ней находящихся. Для жилых помещений предпочтительно применять лампы накаливания, галогенные светильники.

При различной работе необходим свой уровень освещенности: рукоделие - 400-200 лк (люкс), чтение - 200-100 лк, работа за письменным столом, черчение - 300-500 лк. Для того чтобы правильно подобрать светильники, надо исходить из нормы освещения (Таблица 1, 2).

Однако плох не только недостаток света, но и его излишек - он может вызвать дискомфорт. Так что постарайтесь придерживаться рекомендаций гигиенистов. Например, для освещения обеденного стола необходима общая мощность светильника - 100-120 Вт при его высоте над плоскостью стола - 75 см. В зоне отдыха, для чтения светильник с общей мощностью 150 Вт устанавливается на высоте 120-140 см от пола.

Располагать лампу над туалетным столиком желательно не ниже 40см от уровня плоскости стола при мощности лампы 80-100 Вт.

Комфортабельные прикроватные светильники с зеркальными лампами накаливания мощностью 40 Вт при помощи подвижных частей и шарниров позволяют изменить направление светового потока.

В кухне, помимо общего освещения, необходимо установить лампы над рабочей поверхностью в зоне приготовления еды. Здесь уместны люминесцентные светильники, прикрепленные к кухонному оборудованию. В ванной комнате лучше использовать бра вверху по обе стороны зеркала или в центре.

Теперь о дизайне самих светильников. Они должны соответствовать мебели и элементам убранства. Если в одном помещении размещаются несколько типов осветительных приборов - потолочный, бра, торшер, - приобретайте их в комплекте одного стиля и дизайна.

Выбирая тот или иной светильник, учтите и распределение светового потока в зависимости от места установки и формы плафона или люстры, насколько они прозрачны и пропускают свет.

Эффективность тех или иных типов светильников хорошо видна на рисунках.

При решении интерьера используйте декоративные свойства света. Существуют различные приемы декоративного освещения пространства - подсветка отдельных предметов, требующих акцентирования, скрытое освещение потолка, светотеневые и цветосветовые эффекты. Нельзя забывать и о том, что светильники надо подбирать соответственно общему стилевому решению квартиры, габаритам помещения, высоте потолка. Так, большие люстры подойдут для высоких помещений. В низких комнатах более уместны потолочные светильники типа «тарелка» в комплекте с настенными. Дополнительное освещение необходимо для подсветки картин, штор, предметов убранства зеркал. Для этой цели удобны галогенные или небольшие зеркальные лампы типа «софит»

sofit.com.ua

Купаемся в ярком свете

Знаете ли вы, сколько времени вы проводите в ванной комнате? Давайте подсчитаем: утреннее умывание, бритье для мужчин и макияж для женщин, душ после спортивных занятий, мытье головы и укладка феном, хозяйственные заботы и, наконец, расслабляющая вечерняя ванна перед сном. Список впечатляющий! Именно поэтому многие дизайнеры считают, что ванная комната должна быть самым освещенным местом в квартире.

Кто из нас не мечтал о просторной ванной комнате, где ванна на пьедестале выглядит троном короля! Из витражных окон льется разноцветный свет, и в этих лучах всеми красками играют капли воды. В такой комнате уместной будет и хрустальная люстра, и лампа тиффани, и даже шандалы со свечами.

Но не все могут обставить таким образом свою ванную комнату. Что же делать тем, кто обладает более скромными возможностями? Прежде всего определить, что значит для вас и вашей семьи ванная комната. В последнее время ванная перестала быть просто местом для быстрого выполнения гигиенических процедур. Постепенно она превратилась в комнату, где мы проводим довольно много времени: расслабляемся, отдыхаем, ухаживаем за собой. Здесь свет должен дать нам возможность хорошо разглядеть себя, начать подготовку к новому трудовому дню. Именно поэтому многие дизайнеры считают, что ванная должна стать самым освещенным местом в квартире. В соответствии с этим и должно быть подобрано освещение.

Помните, что ванная комната отличается от других помещений квартиры: высокая влажность и постоянное тепло создают такую "тропическую" атмосферу, в которой сможет выжить далеко не каждый осветительный прибор. Современный рынок светильников существенно расширил возможности нашего выбора. Нам предлагают лампы, которые переносят прямое попадание воды, не боятся резких перепадов температуры и пара, устойчивы к коррозии. Покупая светильники с необходимой защитой, следует внимательно прочитать инструкцию, где производитель всегда указывает цифры, например, 31, которые означают: первая - степень пыленепроницаемости, вторая - влагонепроницаем ости. Чем больше цифра, тем выше степень защиты. Это не значит, что светильники класса 24 лучше, чем класса 40. Просто применяются они в разных областях в зависимости от своего предназначения. Для ванной комнаты более важной является вторая цифра. Она не должна быть меньше 4.

Чтобы чувствовать себя в ванной комнате комфортно, ощутить прилив положительной энергии, создать хорошее настроение, освещенность надо поддерживать на уровне 75 люкс. Это означает, что крошечной ванной в 2 кв. метра хватит 60-75-ваттной лампочки, для 6 кв. метров - 150 ватт, и далее по мере увеличения площади.

Кроме этого можно установить и декоративные светильники, подчеркивающие интимный характер помещения.

В ванной комнате вы должны чувствовать себя в полной безопасности. Ее обеспечит такое расположение светильников, при котором брызги воды не могут долетать до ламп, имеющих высокую температуру, а обнаженное тело не сможет случайно соприкоснуться с плафоном или лампочкой. Для повышения безопасности практикуется также применение низковольтных светильников, тем более, что современные трансформаторы легко маскируются (например, при установке подвесных потолков).

Приступая к монтажу осветительной системы, продумайте, где будут располагаться источники света, поскольку проводка к местам их установки подводится заранее.

Если в ванной комнате есть окно, то общее освещение, возможно, и не понадобится. Достаточно будет местного освещения отдельных зон - ванны, душа, стиральной машины, зеркала и умывальника. Но если ванная, как это бывает в типовых квартирах, изолирована от естественного источника света, общее освещение необходимо. Для небольших ванных комнат оптимальным принято считать сочетание нескольких встроенных в подвесной потолок источников освещения (не забываем, что над ванной их размещать не рекомендуется) и светильников-подсветок для практических целей. Кроме этого можно установить и декоративные светильники, подчеркивающие интимный характер помещения.

Существует несколько способов размещения светильников таким образом, чтобы свет не слепил и не резал глаза. Один из них - скрытые источники, расположенные на равном расстоянии друг от друга. Другой вариант - видимые глазу бра, которые крепятся у потолка вдоль стен.

Закончив с общим освещением, переходим к местному. Самая важная зона - зеркало и умывальник. Наш консультант, сотрудник компании "Пайл" советует установить по бокам зеркала пару рассеянных источников света, которые, с одной стороны, создадут хорошую освещенность, а с другой - не будут слепить глаза и отбрасывать резкие тени, искажая облик смотрящегося в зеркало человека. При этом важно, чтобы лампы не отражались в зеркале. Хотим предостеречь вас от одной распространенной ошибки - вертикального освещения зеркала. Если свет направлен сверху вниз, он подчеркнет морщины, а снизу вверх - создаст тени на лице.

Свет у зеркала должен быть нейтральным по цвету. Именно поэтому не стоит использовать люминесцентные лампы, которые искажают цвета. Галогеновые лампы дают яркий белый свет, но многие по традиции предпочитают теплый, чуть желтоватый свет лампочек накаливания.

Если вы недовольны размерами вашей ванной комнаты, пространство можно зрительно увеличить за счет освещения вертикальных поверхностей стен.

Если вы недовольны размерами вашей ванной комнаты, пространство можно зрительно увеличить за счет освещения вертикальных поверхностей стен. Такой прием называется wall-washer или "омывающий стены". За карнизом располагают в ряд равномерно светящиеся галогеновые лампочки. Когда они включены, кажется, что потолок "отрывается" от стен и зрительно увеличивает высоту помещения.

Существует большое количество мобильных светильников, которые можно двигать, поворачивать, направлять свет в разные стороны, меняя его интенсивность и даже цвет. Это также поможет вам моделировать световую среду в небольшом помещении. Такие светильники внешне выглядят не очень эффектно, но их технические параметры достаточно высоки. Встроенные в пол светильники-иллюминаторы, иногда цветные, подойдут любителям оригинальных решений. Выключив верхний свет и наполнив ванну теплой ароматной водой, вы сможете расслабиться и подремать в уютном полумраке.

Дизайнеры предлагают еще один дополнительный вариант освещения в ванной комнате. Если у вас есть "мойдодыр", выдвижные ящики, распашные шкафы, открытые полки, то в них встраиваются небольшие светильники, которые помогают быстро находить нужные вещи. Некоторые зеркала в ванной способны открываться, как шкафчики. Для освещения их внутреннего пространства также потребуется специальная подсветка.

Любители комнатного цветоводства могут использовать ванную комнату для выращивания экзотических растений. Влажная и теплая "тропическая" атмосфера идеально подходит для их роста и развития. Единственное, чего им не хватает - дневной свет. Но это легко исправить с помощью ламп для подсветки комнатных цветов. И тогда в вашей ванной комнате оживет маленький зеленый садик.

В заключение дадим вам один совет, который мы услышали от инженеров-светотехников. Как и везде, при освещении ванной комнаты необходимо руководствоваться здравым смыслом. И тогда качество бритья будет идеальным, макияж - превосходным, а настроение - прекрасным!

Иван Стеклов,
Журнал "Свет и посуда", 3'2002
lightpress.ru

Дизайн света в столовой

Если в доме есть отдельная столовaя, то к её освещению рекомендуется отнестись с особым вниманием. Формальный подход может привести, например, к тому, что прекрасная люстра окажется, по сути, лишним предметом.

Даже непритязательный на вид светильник для обеденной зоны может стать ярким декоративным элементом оформления комнаты.

При этом важно помнить, что свет в столовой предназначен для создания спокойной, непринуждённой атмосферы и наилучшей "подачи" сервировки стола. Поэтому расположение и вид светильников в этой комнате должны соответствовать их основной функции — формированию на поверхности столешницы комфортного светового пятна. Примечательно, что общим светом, как таковым, в столовой можно вовсе пренебречь. Если в других комнатах такое освещение является основным, то в столовой главный свет — локальный, сосредоточенный на столешнице. Пятно света над столом — необходимое и часто достаточное условие благоприятного освещения столовой. Конечно, при условии, что углы комнаты при этом не останутся чрез мерно тёмными.

Выпуклый потолок скрывает строительные конструкции. Обычно же над столом его делают выше. Чтобы замаскировать тяжёлый "обратный" купол, были использованы мелкие галогенные лампы. Благодаря им он как бы развернулся в обратную сторону. Помимо этого, множество "галогенок" создают эффект сверкающей хрустальной люстры. Этим светом пользуются для торжественных приёмов. В обычное время включается мягкий свет, льющийся из-за карниза.

Юлий Борисов, архитектор

Общеизвестно, что функциональный центр столовой — стол. Место основного светильника определяется его серединой. Поэтому при проектировании "трапезной" желательно заранее продумать, как будет расставлена в ней мебель. В зависимости от планировочного решения возможны три основных варианта расположения светильника в столовой. Первый из них, когда стол находится точно в середине помещения, не нуждается в подробном описании — светильник традиционно крепится в центре потолка.

Если середина стола не совпадает с геометрическим центром потолка, рекомендуется соответствующим образом сместить светильник или сделать его "плавающим". При этом могут быть опасения, что нарушится общий вид комнаты. Действительно, для потолка с симметричным узором такой приём не всегда уместен. Но если он однотонный, без декоративных деталей, то источник света можно расположить в любом месте. При значительном смещении светильника целесообразно установить на потолке ещё один.

"Плавающий" вариант освещения создаётся источниками света на подвижных рычагах и токопроводящих шинах. Для этого подойдут также высокие торшеры, которые позволяют освещать середину стола.

При открытой планировке жилища, когда кухня, гостиная и столовая — одно помещение, для организации освещения подходит любой из представленных вариантов.

 

Уровень

 

Высота расположения светильника непосредственно зависит от мощности его лампы (или ламп). Если источник света слабый, то он должен находиться ближе к столешнице. Светильник с абажуром помещают так, чтобы при самом низком его положении пятно света совпадало с краями столешницы и в любом случае не было меньше неё. Помимо прочего, необходимо выбрать такую высоту для светильника,чтобы он не закрывал сидящих за столом друг от друга. И уж конечно прямой свет не должен бить им в глаза.

Понятно, что все детали заранее предусмотреть невозможно, поэтому хорошо, если высота светильника легко регулируется. Кстати, чем ближе к поверхности стола он находится, тем уютнее выглядит помещение. А высоко расположенный источник света придаёт застолью атмосферу торжественности, иногда даже чопорности.

Направление света

К освещению столовой следует подходить очень продуманно, излишние фантазии здесь неуместны. Важно соблюсти основной принцип — максимальное выделение стола, лёгкое обозначение периметра комнаты и иногда затенение потолка.

Для освещения столешницы используется прямой направленный световой поток. Это означает, что в зоне стола должны быть расположены светильники с открытой нижней частью. Их верх также может быть открытым, при этом на потолке образуются световые пятна. Если светильник с абажуром единственный в столовой, его материал должен пропускать рассеянный свет, который распространяется по всему помещению.

Не рекомендуется устанавливать над столом мощный точечный источник света — он даёт резкие тени, искажающие предметы и лица. Кстати, есть один простой способ скрыть свой усталый вид. На помощь должен прийти отражённый свет, равномерно исходящий от поверхности стола. Светлая матерчатая скатерть создаст требуемые, мягко отражённые и рассеянные лучи, идущие снизу.

Цвет

Цвет излучения лампы зависит от температуры её нити — чем горячее (мощнее) источник, тем белее и "холоднее" его свет. И наоборот, лампы небольшой мощности дают освещение более "тёплого" спектра. Изменение напряжения влияет на цвет излучения, и при наличии соответствующего регулятора его можно варьировать в довольно широком диапазоне.

Конфигурация столового светильника может быть весьма замысловатой. Однако важно выполнить главное функциональное требование — поверхность стола должна охватываться пятном света. Необходимо также, чтобы светильник обеспечивал интенсивный, направленный к столешнице световой поток. Остальная часть помещения может оставаться, в зависимости от оформления верхней части абажура, в лёгком рассеянном свете или полутени.

Выбор

 

Ещё один вариант освещения "путешествующего" стола — это автономный торшер на длинном изогнутом основании. Таких светильников может быть несколько, перемещать же их вслед за столом не составит большого труда.

Основные виды светильников для столовой разделяются по местонахождению на несколько групп: стационарные - потолочные и переносные — настольные лампы и торшеры.

В обеденной зоне к потолку над столом чаще всего подвешивают одиночный светильник. Классический вариант — лампа с матерчатым абажуром. Ткань очень эффектно рассеивает и ограничивает световой поток, а её цвет позволяет создать вокруг такого светильника окрашенный, обволакивающий полумрак. При этом на столешницу из-под абажура падает яркий прямой свет.

Абажур может быть сделан также из матированного белого или цветного стекла, а также другого полупрозрачного материала. Неплохо, если его цвет жёлтый, оранжевый или красный, то есть лежит в границах "тёплой" зоны спектра, например, общеизвестно, что "тёплый" свет благоприятен для внешнего вида кожи. Но если специфика интерьера диктует иное решение, можно использовать и "холодную" окраску. В этом случае лампа с абажуром не должна быть единственным источником света в столовой, и здесь следует установить другие светильники, желательно без характерной окраски. Делается это для смягчения холодного оттенка отфильтрованного света, который придаёт лицам не совсем здоровый вид. Продолговатый обеденный стол можно освещать при помощи нескольких мелких светильников. Высота их расположения необязательно должна быть одинаковой. Сгруппированные источники света располагают в геометрическом порядке либо произвольно, с их помощью создают различные композиции, варьируя при этом длину штанг.

Нередко в процессе эксплуатации или в зависимости от статуса трапезы площадь стола или его место относительно центра помещения изменяется. В этом случае больше подойдут мобильные светильники на токопроводящих шинах, которые можно протянуть по потолку и даже по стенам.

Основное освещение столовой может быть устроено также при помощи высокой настольной лампы. Прямой свет от неё должен падать строго вниз, к столешнице. При этом допустим и незначительный направленный вверх световой поток. По сторонам от такого светильника должен распространяться максимально мягкий, рассеянный свет.

Дополнительное освещение

Итак, основные источники света в столовой должны находиться над столом. Но иногда этого бывает мало. Приходится дополнять главные светильники вспомогательными. Для этого подходит несколько разновидностей светильников. Например, в просторной столовой необходима равномерная подсветка по её периметру. Эту функцию прекрасно выполняют бра, развешанные по стенам. В небольшой столовой со стенами, не закрытыми мебелью, по контуру потолка можно расположить точечные светильники. При достаточной мощности их ламп такой приём визуально расширяет помещение. Если же у стен стоит мебель, то лучше сделать широкий карниз со встроенными за ним светильниками. В столовой подобное освещение как нельзя более уместно. В столовой, тесно уставленной мебелью, необычный эффект даёт подсветка застеклённых шкафов и картин. Шкафы с посудой, снабжённые небольшим встроенным светильником, служат дополнительным источником света. Крупные предметы декора, размещённые на стенах, требуют отдельных маломощных светильников, которые тем не менее создают достаточное, ориентирующее освещение.

Особое внимание стоит уделить потолочным "фонарям". Такое освещение применяется нечасто, но оно весьма благоприятно для дневной трапезы. Используйте любую возможность, чтобы сделать кровельное окно, выходящее в потолок столовой. Если ваша душа тоскует по романтике, не откажите ей в удовольствии насладиться игрой луча солнца, ожившего в бокале.

А ещё на обеденном столе отлично выглядят низкие настольные лампы не слишком вычурной формы; хорошо, если они скромно дополняют сервировку. Свет от них должен быть только рассеянным.

Свет и настроение

Приобретая светильник для столовой, следует помнить, что он может служить не только красоте и удобству интерьера. Удачно организованное освещение позволяет преображать комнату, создавая по желанию тёплую домашнюю или сдержанную официальную атмосферу. В этом помогает как большое количество источников света, так и возможность регулировки их параметров. Изменяя освещённость, можно разнообразить обстановку застолья.

Торжества рекомендуется проводить при полном электрическом блеске. Для дружеского праздника подойдёт мягкий рассеянный свет, "поддерживаемый" локальными световыми зонами на столе и в других точках помещения. Тихий семейный ужин с успехом пройдёт под цветастым, открытым снизу абажуром. А интимные застольные беседы лучше вести в окружении полумрака, для создания которого на стол устанавливают мелкие светильники.

Освещение столовой очень выигрывает от использования "живого" огня. Но, как правило, свет лампад и свечей довольно слаб. Оптимальный эффект достигается только при наличии многочисленных огоньков, горящих на разных уровнях. Иногда даже лучше комбинировать с ними небольшие электрические светильники или лампочки. Возможны также варианты, когда низкие источники искусственного света подсвечивают дальние углы помещения.

Ольга Прудникова,
batterteam.ru

Дизайн света в спальне

Мне, например, очень нравятся галогенные светильники, которые открывают возможности для устройства разнообразного освещения. Ровный верхний свет - это классика. В качестве встроенных в потолок светильников лучше использовать либо самые мелкие точечные "галогенки", либо широко распространенный вид небольших "галогенок" с изменяемым углом поворота. Слишком декоративные светильники быстро надоедают и часто выглядят лишними на фоне остальных украшений в комнате. Самодостаточные лампы и люстры мешают воспринимать интерьер.

Юрий Козловский, художник, дизайнер интерьера

Главное отличие "общего" ориентирующего света в спальне в том, что он должен быть максимально мягким, поэтому не рекомендуется использовать открытые источники направленного света - они создают глубокие тени. Единственное исключение - специальные проецирующие светильники, рисующие светотенью. Правда, такое освещение относится уже к "декоративному".

В спальне предпочтителен рассеянный свет. Эффект рассеянного света достигается максимальной защитой источников колпаками, плафонами и абажурами из матового стекла или ткани.

Необычный световой эффект производят большие абажуры, затянутые разноцветной материей. С виду они похожи на стилизованные "китайские фонарики", а атмосферу спальни такие светильники делают особенно уютной. Изготовить их можно самим из куска легкой ткани, туго собранной по краям и расправленной легким каркасом в центре. А если вам хочется иметь у себя оригинальный светильник, но лень заниматься изготовлением абажура - просто прикройте потолочную лампочку подвешенным вверх ногами цветастым зонтиком!

Приятный свет можно получить, равномерно разместив мелкие источники света за карнизами и экранами.

Скрытые от глаз светильники отбрасывают пучки света к потолку, от которого они отражаются вниз, рассеиваясь в спальне. Такое освещение максимально благоприятно с точки зрения физиологии, поскольку практически не дает теней. Кроме того, устройство экранов и карнизов, как правило, выполняется по индивидуальному заказу, поэтому каждая подобная система может считаться дизайнерской разработкой. Выбирая источники для скрытого освещения, помните, что прежде всего они должны обеспечивать достаточное количество света, но ни в коем случае не быть спектрально холодными.

Для общего освещения в спальне можно использовать традиционный потолочный светильник рассеянного или комбинированного света, направляющий световой поток в основном к потолку и верхней части стен. Устройство такого освещения требует минимальных затрат, а результат вполне удовлетворительный. Проектируя спальню, необходимо помнить, что точка крепления потолочного светильника необязательно должна находиться в геометрическом центре помещения, а может быть где-либо еще, например, непосредственно над кроватью.

"Общий" ориентирующий свет в спальне можно создать с помощью ритмично расположенных локальных источников - торшеров, бра и высоких настольных ламп.

Правила здесь таковы: абсолютное отсутствие света, падающего в глаза, и использование направленных световых потоков только для создания отраженного света. Оптимальным решением является равномерно и сильно рассеянный свет.

Освещение в спальне в основном зависит от запросов заказчика. Это место очень личное, здесь неуместны амбиции архитектора. В спальне можно успешно использовать мебель с уже встроенными светильниками: кровати, тумбочки и их комбинации. Источников света в спальне должно быть много.

Декоративный свет

Как ни парадоксально звучит, свет может не только освещать, но и служить украшением. В принципе даже небольшим источником цветного света можно дополнить декор спальни, а иногда и полностью его заменить. Дешево и сердито! Но не всех устроит такой радикализм. Чаще приходится прибегать к разнообразному и продуманному освещению.

Например, как устроить приятную интимную обстановку вокруг вашей постели? Самое простое - купить лампочку накаливания с окрашенной колбой и снабдить ею одну из настольных ламп или один из патронов многопозиционного потолочного светильника. Оранжево-желтые лучи света - отличная имитация живого огня, спектр которого является наиболее выигрышным для человеческого тела. Неровности кожи в таком свете сглаживаются, а комната погружается в атмосферу трепетного восторга...

"Местный" свет

Свет для Москвы-большое дело: просыпаемся и ложимся с ним чуть ли не большую часть года. Даже из обычной комнаты с одной-единственной кроватью при помощи света можно сделать эффектную спальню. Но все должно быть логично. В спальне требуется подготовиться ко сну, почитать, уснуть, встать, может быть, сделать зарядку, привести себя в порядок - и все. Короткий, но насыщенный событиями промежуток бодрствования. Соответственно, освещение спальни нужно выстраивать по тому же сценарию. После трудового дня - мягкий, рассеянный свет, матовые стекла, отражатели. Необходимо быть очень осторожным со скользящим по стенам и потолкам светом. Боковые лучи выявляют недостатки отделки. У туалетного столика подсветку можно сделать очень просто, повесив у зеркала светильник на подвижном основании, наподобие офисного, на шарнирах. И в заключение - в спальне лучше устанавливать выключатели с дистанционным управлением.

Мурат Сахтарьек, архитектор

Декоративное освещение - вещь сугубо индивидуальная. Далеко не всем нравятся сильные впечатления. А вот "местные" источники света в той или иной степени присутствуют в каждой спальне. Кому-то обязательно требуется ночник, с ролью которого прекрасно справляются миниатюрные светильники с рассеянным светом. Кстати, именно маленькие ночники чаще всего несут в интерьере двойную нагрузку: ночью они выполняют свою функцию светотехнической аппаратуры, а днем активно работают как яркий предмет декора.

Еще один вид "местного" освещения - свет возле изголовья: почитать, помечтать, взглянуть на часы. С этой целью используются несколько вариантов светильников: настольные, настенные, напольные и встроенные в изголовье.

Настольные лампы у изголовья, если они исполняют не только роль ночника, не должны быть расположены слишком низко. Световой поток в нижней части лампы должен выходить свободно, чтобы активно освещать край постели. Остальная часть света должна проходить через абажур - рассеивающий или плотный.

Настенные светильники крепятся примерно в 1,2-1,5 метрах от пола, в непосредственной близости к изголовью. Расстояние между осями бра варьируются по желанию. Однако здесь могут возникнуть некоторые сложности. Чтобы определить место крепления бра, вам нужно знать точные габариты и место расположения кровати. Если по каким-либо причинам это предугадать невозможно, не убирайте проводку в стену, ваш вариант - подвесные светильники с автономным проводом.

Торшер, пожалуй, один из самых удобных способов освещения спальни, благодаря своей независимости. Источник света, расположенный на высоте около 1,3 метра, оптимален для "местного" освещения. А при помощи более высоких торшеров, красиво "разбросанных" по комнате, можно создавать общий, очень эффектный свет.

"Местное" освещение в спальне можно создать и при помощи источников света, расположенных на подвижных кронштейнах либо на гибких ножках. Они позволяют изменять точку исходящего света и угол наклона светового потока и своей динамикой почти приближаются к торшерам.

В просторной спальне оригинально смотрится напольный светильник с низким расположением источника, обеспечивающий исключительно рассеянный, мягкий и комфортный свет.

Источники "местного" света могут быть встроены прямо в изголовье кровати. Здесь уж особенно не развернешься - как производитель задумал, такой свет и будет над вашим ложем. Существуют, правда, оригинальные авторские разработки с весьма рациональными светильниками.

"Местное" освещение используется в спальне и у туалетного столика. Утренний туалет требует определенного освещения. Для этого вполне достаточно обычной лампы накаливания мощностью 100 Вт на расстоянии не более метра от вашего лица... И все же лучше, если свет создается множественными источниками, равномерно размещенными, например, по периметру зеркала (как вариации - по вертикалям или горизонталям).

Если в доме нет отдельной гардеробной комнаты, гардероб размещают, как правило, в спальне. Но, благоговейно заботясь о его содержимом, почему-то забывают об освещении. Однако встроенный внутри гардероба свет бывает весьма полезен: все вещи хорошо видны, не требуется включать общий свет. Если освещение в гардеробе вам не покажется излишеством, то устраивая его, разместите выключатель где-нибудь поблизости. Например, на внешней боковине шкафа.

Конечно, свет внутри шкафа вовсе не обязателен. Но если хотя бы одна его створка является зеркалом, лицевая сторона шкафа должна освещаться обязательно. Обычно это карниз, слегка выступающий над шкафом и оборудованный точечными, лучше всего поворотными светильниками. Выключатель также должен быть расположен неподалеку.

Кстати, о выключателях. В спальне целесообразно размещать парные дублирующие выключатели: возле входа и у изголовья. Удовольствие не такое уж и дорогое, но зато очень удобно: вошел - нажал - включил, улегся - щелкнул - выключил. В каждой более или менее солидной коллекции электроустановочных изделий обязательно найдутся те, которые вам подойдут.

Ольга Прудникова,
batteryteam.ru

Световой дизайн кухни

Освещённая трапеза

В самом начале разговора об освещении кухни следует заявить категоричное "нет" расположению первого попавшегося светильника в геометрическом центре потолка. Независимо от планировочной концепции кухни в общей структуре квартиры, следует очень тщательно продумывать количество и облик осветительных приборов, а также единственно верное место для каждого из них.

Если кухня маленькая, общий свет может непосредственно формироваться источниками, предназначенными для различных функциональных зон, - об этом речь пойдёт дальше. А вот помещение достаточно просторной кухни должно быть оснащено специальными светильниками общего назначения. Для общего освещения оптимален верхний, равномерно распределённый свет, обильно и мягко льющийся с потолка. Для создания такого света используют несколько категорий светильников. Прежде всего, это всевозможные точечные источники, как стационарные, так и подвижные, свободно вращающиеся в нескольких направлениях.

Главная задача верхнего освещения - поддерживать светлую атмосферу кухни в вечернее время. Помимо этого, если кухонная зона в квартире с открытой планировкой не имеет окна, верхний свет служит полной заменой дневного ориентирующего освещения. В таких кухнях с постоянно включёнными лампами сложно предугадать требуемое количество света. Как правило, точечных светильников либо недостаточно, либо их свет чересчур назойлив. Из сложной ситуации можно выйти разными способами, создав, к примеру, иллюзию прорезанного в потолке окна. Для этого используют подвесные конструкции, смоделированные из полупрозрачных, пропускающих свет материалов. При этом между перекрытием и плоскостью потолка размещают достаточно мощные равномерно распределённые светильники. Лучше всего в такой ситуации применять удлинённые линейные источники искусственного света. Если кухня расположена непосредственно под крышей здания, лучшим решением является использование естественного света, нисходящего с потолка. В этом случае устраивают "фонари" различной конфигурации с применением специальных кровельных окон.

Общее освещение можно создать при помощи нескольких потолочных светильников, обеспечивающих равномерно распределённый в пространстве кухни свет. Однако зачастую для этого требуется слишком большое количество источников. Поэтому иногда лучше не равномерно заливать кухню общим светом, а сосредоточивать потолочные источники над её основными функциональными зонами: рабочим фронтом, обеденным столом и барной стойкой, если таковая имеется в наличии.

Для освещения рабочего фронта эффективны два варианта светильников: ряд одиночных, закреплённых на потолке, и точечные, встроенные в карниз над верхним краем навесных шкафов. Чем выше потолок, тем длиннее могут быть шнуры светильников. Но не следует располагать их ниже верхнего края кухонных полок, иначе светильники будут мешать открыванию дверец.

Невысокие потолки лучше не перегружать светотехническими формами. Аккуратный карниз, представляющий собой часть кухонной мебели, - отличное место для монтажа миниатюрных источников ориентирующего света. Кстати, наименьшие размеры на сегодняшний день имеют точечные светильники с галогеновыми лампами. Однако такой вариант освещения слишком широко распространился и уже утратил оригинальность. В последнее время точечный свет с успехом заменяют светильники вытянутой формы, также встроенные в выступающую часть подвесных шкафчиков.

Над навесными шкафами без карниза можно расположить светильники на гибких или подвижных кронштейнах. Такое освещение позволяет регулировать направление светового потока. Это всегда удобно, поскольку создаёт условия для индивидуальной "постановки" света.

Зачастую обозначенные виды общего освещения небрежно именуют "подсветкой" и считают декоративным излишеством. В действительности же грамотно установленный вдоль верхнего карниза кухонной мебели свет выполняет лидирующую роль в световом зонировании рабочего фронта.

Рабочий свет

Одного верхнего освещения не всегда достаточно для комфортного приготовления еды и приятных обедов за заботливо накрытым столом. Поскольку кухня прежде всего функциональное помещение, одна из ведущих ролей отдаётся в ней рабочему освещению. Верхний свет иногда даже не является обязательным, он всего лишь дополняет различные виды функционального.

Рабочее освещение кухни формируется локальными источниками света. При этом светильник будет помогать делу только в том случае, если он располагается в строго определённом месте, на необходимом уровне, потому что столешница должна быть достаточно хорошо освещена. Помимо этого, падающий свет должен максимально охватывать область рабочего стола, мойки и плиты. Иногда бывает достаточно освещения, встроенного в вытяжку, для которого применяются самые разнообразные лампы. Если свет от вытяжки дополняется другими светильниками, во избежание цвето-светового разнобоя, весьма неприятного для глаз, лучше выбирать спектрально близкие источники.

Однако наиболее мобильный вариант для рабочего света в кухне представляют собой лампы на "прищепках". Никакой ответственности: подвесил - не подошло - снял. Гениально!

аще всего освещение рабочей зоны создаётся при помощи светильников, встроенных под полками. Оптимальный вариант - удлинённые лампы, обеспечивающие равномерное распределение света вдоль рабочей поверхности, особенно если кухня обладает протяжённым фронтом. Такие лампы компактны и потому почти незаметны, ими хорошо пользоваться при устройстве скрытого освещения.

Если подобный вид освещения предусмотрен в кухонной мебели, для него бывает достаточно вывести из стены провод на уровне чуть выше нижнего края навесных шкафов. Если светильники устанавливаются автономно, для них потребуются отдельные розетки. В случае, когда автономные светильники оборудованы о тдельным выключателем, достаточно подвести провод вышеописанным способом.

Пространство над столешницей чаще всего бывает насыщено всевозможными хозяйственными мелочами и кухонной утварью. В этом случае скрытые источники света не создадут и не усилят впечатления хаоса. Но, допустим, оформление кухни задумано нарочито лаконичным. Тогда пустынный, почти бесцветный фронт эффектно подчёркнут несколько дизайнерских светильников, обладающих характерными формами.

Автономные светильники - отличное решение для кухни без навесных шкафов. (Ну, если не по всему фронту, то к примеру, вдоль оконной стены.) Для этого годятся практически все модели настенных светильников, главное, чтобы они вписывались в стилистику кухни. Кстати, здесь также можно использовать настольные лампы, почему бы нет? Ну и конечно же, всевозможные светильники на гибких кронштейнах и рычагах-пантографах, благодаря которым форму и место светового пятна можно легко корректировать.

Светлые дополнения

Необычным дополнением к основному освещению кухни является свет внутри шкафов с полупрозрачными дверцами. С одной стороны, такое освещение имеет чисто функциональное назначение - высвечивать внутреннее пространство и содержимое вместительных полок. Конечно, можно обойтись и без лампочки в полке, но стоит лишь единожды попробовать, и уже невозможно представить себе шкаф тёмным и неуютным. Это так же, как с холодильником, который становится совсем непривлекательным, когда в нём перегорает лампочка. Помимо этого, свет, льющийся сквозь лёгкие дверцы, создаёт в кухне мягкий ореол неповторимого уюта.

Вдали от стен

Современные кухни отличаются достаточно свободным подходом к планировке. Рабочий фронт необязательно должен быть вытянут вдоль стен, он может располагаться, к примеру, посередине помещения. Таким способом может быть создано достаточно много вариантов компоновки - от узкой высокой столешницы для еды "на ходу" до вынесения в центр кухни всего оборудования. Подобная планировка требует определённого подхода к освещению, поскольку иного места для размещения светильников, кроме потолка, просто не остаётся.

Если в середине кухни размещена плита, целесообразно оборудовать рабочую зону основательной вытяжкой с мощными встроенными светильниками. Вместе с верхним общим освещением их будет вполне достаточно для всех кухонных дел.

Когда вытяжка над автономным фронтом отсутствует, комфортное освещение может быть создано при помощи разнообразных светильников на удлинённых шнурах. Оси светильников не должны выходить за контур рабочей поверхности, а лучше всего, если они пересекаются с осью столешницы. Свет от висящих ламп не должен бить в глаза, поэтому рассеивающие "молочные" абажуры в данном случае являются лучшим решением. Количество и мощность источников специально подбираются в каждом отдельном случае.

Распространённым вариантом освещения для свободно расположенного фронта является специальная конструкция с точечными светильниками. К сожалению, в большинстве случаев такое сооружение выглядит чересчур жёстко и тривиально, хотя стоимость его сопоставима со стоимостью нескольких потолочных светильников.

Над обеденным столом

Свету в обеденной зоне надо уделять особое внимание. Создавая настроение для трапезы, невозможно обойтись исключительно общим освещением.

Размещение светильника в обеденной зоне непосредственно зависит от местонахождения стола. Возможны два основных варианта: стол расположен в помещении свободно или примыкает к стене. В первом случае чаще всего к потолку над столом подвешивают одиночный светильник. Его высота выбирается произвольно, в зависимости от конкретных требований. Всегда удобно, если она регулируется: высоко расположенный светильник делает стол более торжественным, низкий - "тесным" и уютным. Облик светильника над столом может быть сложным и весьма претенциозным. Главное, чтобы поверхность стола была охвачена пятном света. Так что основное требование к абажуру над столом, чтобы он обеспечивал интенсивный, направленный к столешнице свет. Остальное помещение может оставаться в зависимости от оформления верхней части абажура погружённым во мрак, в полутень или пестреть контрастными рисунками света, бьющего сквозь прорези плотного колпака.

Нередко в процессе эксплуатации положение обеденного стола слегка корректируется, а светильник при этом остаётся на прежнем месте. Если для вас такие перестановки являются нормой, то лучше изначально не делать отверстия в потолке, а расположить возле стола торшер с высокой дугообразной "ногой", свет от которого будет направлен непосредственно к столешнице.

Пространство над большим обеденным столом можно обозначить группой мелких светильников на длинных основаниях. Их можно располагать в геометрическом порядке и произвольно, варьировать длину штанги и создавать тем самым весьма оригинальные композиции.

Стол, стоящий у стены, можно осветить с помощью одного-двух бра, закреплённых на высоте около метра от уровня столешницы. Лучше всего, если у бра длинные кронштейны, а световой поток направлен вниз. Кстати, место на стене с успехом занимают лампы с пантографом. А ещё на обеденном столе отлично себя чувствует высокая настольная лампа с плотным абажуром. Она и стол украшает, и является функциональным дополнением к полуночным посиделкам.

Обеденная зона, как правило, имеет почти во всех домах немудрёный, весьма стандартный облик: стол да стулья, ну, иногда ещё ваза с фруктами или цветами. Именно в такой ситуации акцент можно сделать на остроумной форме дизайнерского светильника, который сразу же займёт лидирующее место не только в вечернем, но и в дневном интерьере.

В заключение необходимо сказать об основных технических показателях источников света в кухне. В рабочей зоне для качественной готовки требуется интенсивное освещение столешницы и предпочтителен нейтральный спектр ламп, не искажающий естественного вида пищи. За обеденным столом освещение должно быть таким, чтобы блюдо выглядело приятно и аппетитно. Мягкий, осторожный свет создаст благоприятную атмосферу как для тихой будничной, так и для праздничной домашней трапезы.

Ольга Прудникова
информация с batteryteam.ru